Семья Рерихов

Н. К. Рерих:
ХУДОЖНИК—ПРОРОК

9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было стать легендой еще при жизни. Николай Константинович Рерих — мастер живописи, путешественник, археолог, писатель, известный педагог и общественный деятель, философ, исследователь, он был на редкость разносторонней личностью. Вдохновитель и руководитель многих прогрессивных начинаний, Рерих вместе со своей семьей объездил весь мир, создавая во многих странах подлинные центры культурного строительства. Именно поэтому день рождения художника отмечается во многих странах мира обществами его поклонников и последователей его философских идей.

Имя Н. К. Рериха осталось увековеченным в истории и благодаря Международному Пакту Рериха, или Пакту Культуры, принятому Гаагской конвенцией в 1954 году. Выдвинутый Рерихом документ, защищающий мировую культуру, а вместе с ней — и все светлое, гуманное, прогрессивное, что есть на нашей планете, был признан международной общественностью, как и сама просветительская, гуманистическая деятельность семьи Рерихов. Но несмотря на его мировую известность, Н. К. Рерих оставался загадочной, необычной личностью. Это было связано прежде всего с его духовной миссией – сотрудничеством с Учителями легендарной Шамбалы, а также с необычными психическими и духовными способностями, присущими ему, как и его жене, Елене Ивановне. Николаю Константиновичу был свойственен дар ясновидения.

Одна из этих способностей – предвидение будущего – отразилась в его литературно-философском и художественном творчестве. Дар прозрения проявился в его картинах очень рано и не покидал его до конца жизни. Помимо огромных духовных накоплений, свойственных Н. К. Рериху как Архату и сотруднику духовных Учителей Шамбалы, дар пророчества объяснялся и глубокой духовной связью, существующей между ним и его Учителем. Как пишет П. Ф. Беликов в книге “Рерих. (Опыт духовной биографии)”, сюжеты многих пророческих картин и литературных произведений Н. К. Рериха были навеяны пророческими снами и видениями, которые были у Н. К. и Е. И. Рерих, и которые, фактически, представляли собой первые опыты передачи информации от Учителя ученикам по каналам астрального плана. Об этом П. Ф. Беликов пишет: “Многие картины Н. К. (Рериха), литературные произведения, дневниковые записи, письма, начиная с 1910 года, свидетельствуют о том, что Н. К. и Е. И. (Рерих) интенсивно воспринимали различные указания из мира Тонкого и стремились укрепить этот канал, установить постоянный контакт с Источником, уже вполне сознательно связанным с Именем Учителя М.”.

Перед началом первой мировой войны художник создает серию полотен, показывающих события будущего. “Меч мужества” (1912) — огненный ангел приносит спящим у стен замка стражам “меч мужества” для охраны своего города. “Пречистый град врагам озлобление” (1912) — темные силы окружили прекрасный белокаменный город, угрожая ему гибелью. “Город осужденный” (вариант названия — “Град обреченный”, 1914) — гигантский змей обвился кольцом вокруг стен города, закрыв входы и выходы, словно образовав магический круг зла. Эту картину приобрел в собственность М. Горький, назвав Рериха “величайшим интуитивистом современности”. “Крик змия” (1913 —1914) — среди острых пустынных скал поднимается к небу голова вещего змея; он кричит, словно пророча людям несчастье. “Зарево” (1914) — средневековый замок объят огнем, а у входа стоит рыцарь с мечом; — он не в силах что-либо изменить. “Дела человеческие” (1914) — перед скорбными седыми старцами, словно сошедшими с древнерусских икон, лежат развалины некогда цветущих городов. На картине “Короны” (1914) три короля сражались на берегу моря, а короны их, поднявшись над головами, уплывали в небо. Картина была написана задолго до того, как всем стал ясен ее политический смысл, и посетители выставок, видевшие эту картину, недоумевали, что бы могла значить изображенная на ней аллегория. Политические события в мире Рерих мог предвидеть более точно, чем самые опытные политики тех времен. Также и перед началом Великой отечественной войны гениальный художник показал будущее Родины в своих изумительных по красоте и силе полотнах. В картине “Весть Тирону” (1940) нашло отражение даже то обстоятельство, что Родина оказалась застигнутой вероломством врага врасплох, несмотря на все предупреждения о готовящемся нападении. Точно так же христианский святой Федор Тирон во время гонений на христиан был предупрежден о готовящейся опасности, но не внял предупреждению. Он был схвачен врагами и казнен. Но и финал войны — победный для России — тоже был показан Николаем Рерихом его картинах еще тогда, когда никто не знал, кем будет одержана победа. Рерих же не сомневался в победе России с самого начала войны. На его полотнах, посвященных “военной” тематике, во всей своей красоте и светлой мощи вставали бессмертные образы народного эпоса, — древнерусские богатыри и святые подвижники, заступники народа.

Но пожалуй, самый таинственный цикл своих картин-предсказаний мастер посвятил событиям недалекого будущего всей планеты. Об этих событиях говорили знаменитые пророки и ясновидящие всех времен, предсказывающие человечеству эпоху сложных и драматичных перемен, названную, благодаря библейскому пророчеству Иоанна Хризостома, Апокалипсисом.

На одной из картин Н. К. Рериха — “Ангел Последний” (картина была написана в 1912 году, вариант ее был создан художником в 1942 году) — тема апокалиптических времен представлена во всем ее грозном величии. На фоне сумрачного небосклона на пронзительно-ярких столбах света огненный Ангел Апокалипсиса держит в руках свиток и меч. Что записано в этом кармическом свитке? Все дела человеческие, все наши заслуги и прегрешения… Чего же окажется больше — добра или зла, совершенного нами? И что ждет род людской — кара или оправдание со стороны Сил Высших? Лик Ангела на полотне суров, и языки небесного пламени окружают земные города…

Еще одна знаменитая картина художника — “Армагеддон”. Полыхающее пламя поднимается из стен дворцов и зданий. На фоне темной ночи и языков огня толпы людей, словно тени, длинными рядами идут куда-то. Куда же спешат люди из пылающих городов? На страшный Суд? В картинах Рериха, посвященных апокалиптической тематике, запечатлено предчувствие грядущих мировых перемен, но полотна художника не создают давящих, угнетающих настроений. В них выражен не страх приближающейся беды, а величие и значительность предстоящих человечеству планетарно-космических событий. Чувствуется в полотнах мастера и тревога за судьбы людей. Правильный ли путь развития выбрало для себя человечество? Может ли высокий уровень научно-технического развития заменить духовность и нравственность? Не заслонили ли потребительский стиль жизни и погоня за материальным благосостоянием истинного, великого, духовного смысла жизни — смысла, о котором возвещали все духовные Учителя человечества?

Сам художник в своих литературно-философских работах подчеркивал, что ответы на вопрос о будущем современной цивилизации давались человечеству многими духовно-философскими учениями с древнейших времен человеческой истории. Если в древности эти знания излагались в форме религиозно-мистических откровений, то в наши дни лучшие умы человечества заговорили о них языком науки.

Мир знает Николая Рериха в основном как великого художника. Но Рерих был еще и крупнейшим ученым и писателем. Далеко не все выдающиеся писатели смогли оставить миру столько замечательных, оригинальных очерков, рассказов, эссе и повестей, сколько оставил художник Рерих.

Его литературным произведениям свойствен удивительно красивый, внутренне музыкальный, ритмичный слог. Литературно-философские работы художника своим стилем напоминают древние сказания, написанные, фактически, белым стихом. Завораживающий ритм повествования целиком захватывает внимание читателя, делая его как бы участником описываемых событий…

Во многих своих произведениях — стихах и прозе — Рерих отразил и таинственный процесс Общения с его духовным Учителем, Махатмой М. Таков сборник его стихов “Цветы Мории”, который, фактически, предваряет первую книгу из серии “Агни Йога” — “Листы сада М”. О необычных стихах Н. К. Рериха и глубинах духовного откровения, раскрытых в них, П. Ф. Беликов писал в уже известной нам работе: “В стихотворениях сборника “Цветы Мории” последовательно отражен процесс развития общений с Учителем, и у Н. К. (Рериха) было полное основание в письме к В. А. Шибаеву* сослаться на то, что эту книгу не понимают. Действительно,

* В. А. Шибаев был личным секретарем Н. К. Рериха. – Прим. авт.

в таком аспекте она не рассматривалась, и это обязывает каждого по-новому прочесть ее. “Цветы Мории” изобилуют автобиографическим материалом первостепенной важности, так как этот материал непосредственно связан с установлением контактов между Н. К. (Рерихом) и Учителем”.

Говоря об особом значении и месте, принадлежащих Н. К. Рериху в отечественной литературе, нельзя не упомянуть тот факт, что Рерих-писатель стал известен миру раньше, чем Рерих-художник. Первые литературные труды Николая Рериха увидели свет, когда их автору едва минуло пятнадцать лет. Литературное наследие великого мастера живописи удивительно разнообразно: стихи и научные статьи, общественно-политические и художественные очерки, эссе и рассказы, исторические и художественные повести, путевые заметки и очерки, работы по истории, археологии, искусствоведению, этнопсихологии, философии, культурологии, истории науки, естествознанию и многим другим темам. Но, наверное, особенно замечательны литературные работы художника, посвященные истории духовной культуры Востока и мировому философско-эзотерическому наследию.

Вместе со своей женой — Еленой Ивановной Рерих — Николай Константинович глубоко изучил духовную культуру Востока и его тысячелетние духовно-философские традиции. Кроме способности интуитивного прозрения в судьбы мира, художник обладал еще и великим духовным знанием, доступным ему как Посвященному в тысячелетнее эзотерическое наследие Востока. Архаичная и практически неизвестная на Западе культура эзотеризма содержит в себе настоящие духовные сокровища. Предугадав узловые проблемы современной цивилизации и указав пути их преодоления, древняя мудрость Востока стала источником подлинных мировоззренческих и нравственных ориентиров для всех, стремящихся к истинным знаниям…

Основные идеи духовно-философского наследия Востока нашли отражение в литературном творчестве Николая Рериха. В увлекательной, художественной, а подчас и поэтической форме художник изложил многие кардинальные положения древней мудрости Востока. Не обошел он молчанием и главный духовный феномен Востока — легендарную Шамбалу, и учение, переданное нашей цивилизации Великими Учителями Востока, чтобы помочь нам в трудное время смены космических эпох.

Об основных идеях Агни Йоги Н. К. Рерих просто и доступно писал в своих литературных работах: “Традиция Вед указывает, что близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космического огня, приблизятся к нашему плану и создадут новые условия для жизни. Время начала приближения этих энергий исчисляется в сороковых годах нашего столетия. брамачарии ашрамов Шри Рамакришны и Свами Вивекананды подтвердили нам эти даты и всю указанную традицию.

Учение о жизни Махатм Гималаев определенно говорит о том же. Агни Йога в полном согласии с новыми проблемами науки намечает знаки изучения стихий и тончайших энергий. То, что недавно общо называлось учением воли и сосредоточения, то Агни Йога вправляет в целую систему овладения окружающими нас энергиями. Через расширение сознания и упражнение организма среди условий современной жизни эта синтетическая Йога строит счастливое будущее человечества. Она говорит: не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение психической энергии — человеческой мысли и сознания как величайших творящих факторов”. (Н. К. Рерих. Сердце Азии. – В сб. “Знак эры”. М., “РИПОЛ Классик”, 2003.)

В свое время о тесной связи социальных и космических явлений, о взаимозависимости между природой и обществом говорили ученые-космисты Вернадский, Циолковский, Чижевский и многие другие. Русский космизм как интереснейшее научное течение ХХ века в какой-то мере возродил в современной науке свойственные древним эзотерическим традициям представления о взаимосвязи природных и социально-духовных явлений. Смелые выводы ученых - космистов получили подтверждение в учении Живой Этики…

Рассматривая основные положения Агни Йоги, Рерих подчеркивал выводы этого учения о взаимосвязях между уровнем духовного развития человечества и влиянием новых видов космических энергий на здоровье людей.

“Агни Йога приходит ко времени. Кто же иначе скажет, что эпидемии инфлюэнцы должно лечить психической энергией? Кто же обратит внимание на новые виды душевных, мозговых и сонных заболеваний? Не проказа, не старая форма чумы, не холера страшны. К ним имеются предохранительные меры. Но следует задуматься над новыми врагами, созданными современной жизнью. Нельзя к ним применять старые средства, но новый подход создается расширением сознания.

Можно проследить, как в течение тысячи лет шли волны болезней. По этим знакам можно составить любопытную таблицу человеческих уклонов, ибо болезни показывают негатив нашего существования”. (Н. К. Рерих. Сердце Азии. – В сб. “Знак эры”. М., “РИПОЛ Классик”, 2003.)

Махариши Рерих

Рерих был не только великим художником и мыслителем. Он был еще и великим человеком, гуманистом в самом прямом смысле этого слова. Все, кому посчастливилось хотя бы раз лично встретиться с ним, говорили о том, насколько необычное, потрясающее, запоминающееся на всю жизнь впечатление производил на людей выдающийся русский просветитель. Весь его образ излучал духовную силу, которой он щедро делился с окружающими людьми. Это не осталось незамеченным ими, особенно на Востоке, мудрые и проницательные жители которого издавна умели проникать в духовную суть встретившегося им человека. Однажды во время встречи с Н. К. Рерихом известный во всем мире индийский ученый Джагадиш Чандра Бос провел интереснейший эксперимент по воздействию аурических излучений человека на состояние растений. В присутствии Рериха индийский ученый ввел в одно из растений, находившихся в его лаборатории, смертельную дозу яда, сказав Рериху, что от этой инъекции растение должно мгновенно погибнуть. Однако видимых изменений с растением не произошло. Бос вторично сделал растению смертельную инъекцию, и вновь это не отразилось на состоянии цветка. Тогда, взглянув на Рериха, ученый попросил его отойти от растения на приличное расстояние и ввел тот же самый препарат в цветок еще раз. На этот раз растение действительно моментально завяло. Бос так сообщил Рериху результаты своего эксперимента: “Я так и думал, что в присутствии некоторых личностей действие ядов не может сказаться в полную силу”. Под “некоторыми личностями” индийский исследователь имел в виду высокодуховных людей, аура которых обладает сильнейшим целительным воздействием на все окружающее, и прежде всего на живые организмы.

По свидетельству одной из ближайших сотрудниц Рерихов в США, Зинаиды Фосдик, и Елена Ивановна, и Николай Константинович обладали также способностями к целительству, но никогда не афишировали их и применяли только в особых случаях.

Необычные духовные возможности великого русского художника проявлялись во многих областях его жизни и творчества. Во время жизни в Индии с Рерихом произошел характерный случай: увидев недавно написанные им картин, к художнику пришла группа альпинистов с настойчивым вопросом: не поднимался ли господин Рерих с членами его экспедиции на Эверест? Этот вопрос беспокоил альпинистов не случайно. Они установили последний рекорд по подъему на тогда еще непокоренный Эверест и, разумеется, ни с кем не хотели делить пальму первенства. Между тем на одной из картин Рериха, изображающих Эверест они узнали характерный глетчер*, увидеть который можно было, лишь поднявшись на ту рекордную высоту, которая совсем недавно была покорена их группой. Рерих успокоил спортсменов, сказав, что на Эверест он не поднимался и не собирается этого делать. Как он объяснил им свою загадочную способность видеть невидимое обычным людям — неизвестно. Но необычные духовные способности русского путешественника, да и остальных членов его семьи, не остались незамеченными на Востоке, где довелось ему прожить многие годы. Местные жители долины Кулу в Индии, где поселилась семья Рерихов, назвали художника не иначе, как “Махариши Рерих” (“Махариши” (санскр.) — “Великий святой”) и “Гурудэв” (“Божественный Учитель”). Простой народ чувствовал огромную духовную силу русского мастера.

* Глетчер – ледник. – Прим. ред.

Эта сила отразилась и в его бессмертных полотнах. Многочисленные поклонники творчества художника утверждают, что в его картинах заключены духовные знания и мощные гармонизирующие энергии, и эта точка зрения абсолютно справедлива.

В философском учении Рерихов много говорится о духовном и энергетическом воздействии произведений искусства на человека. С точки зрения эзотерической философии, картина представляет собой подлинное окно в другой мир, в иное измерение. Эзотерическая философия Востока утверждает, что мысли и чувства людей энергетичны. Следовательно, все предметы окружающего нас мира окутаны мысленными полями людей, поневоле “заряжающих” эти предметы своей энергетикой. Эти мысленные “заряды” несут в себе и произведения искусства. Они хранят в себе мысли и чувства художника, работавшего над ней. Кроме того, сюжет любого живописного произведения часто связан с какой-то идеей. И сама идея картины, и мысленное поле ее творца остаются в ней навсегда, с момента ее появления на свет. Об этом удивительном явлении говорил еще Рембрандт, считавший, что каждый мазок кисти запечатлевает на холсте не только какой-то образ, но и мысли творца, работающего над ним. В процессе создания картины художник вкладывает в холст и краски свою психическую энергию, а вместе с ней свои мысли. Так на холсте образуется поле тонких энергий, мысле-энергий писавшего ее живописца. А духовно развитый, энергетически сильный человек, увидев подобное творение, воспринимает эту информацию — т.е. основную идею картины — на сверхсознательном, интуитивном уровне. Через картину сознание человека как бы прикасается к духовному миру ее творца. И чем духовнее и энергетически сильнее художник, тем большее влияние будут оказывать на людей его картины. Мысленное поле любой картины производит на зрителей определенное психоэнергетическое воздействие. Большинство людей его сразу не замечает, так как воздействие это происходит на подсознательном, точнее, сверхсознательном уровне. Но тем не менее, если сюжет картины глубоко духовен по своей сути, и живописец, написавший ее, был по-настоящему талантливым человеком, такая картина будет оказывать на зрителя сильнейшее облагораживающее духовное влияние, как бы “поднимая” его сознание до уровня сознания писавшего ее художника. Об этой эзотерической стороне живописи Н. К. Рерих впоследствии передавал своему ученику Б. Н. Абрамову: “В творчестве светоносном, совершаемом рукой человеческой, запечатлеваются и кристаллизуются высшие энергии. Происходит как бы выражение в плотных формах невидимых тонких энергий. Это как бы низведение пространственного огня с Неба на Землю и попытка утвердить его в образах уже чисто земных. И краски, и полотно, и кисти — земные, но идея, воплощенная в полотне, уже от Высшего Мира. Так объединение двух миров происходит воочию, явно, оставляя после себя конкретные формы этого объединения. Не видимый простому глазу аспект этого творчества проявлен в том, что пространственный огонь коагулирован в кристаллических огненных образованиях, окружающих видимую, плотную, форму творения, и не видимых физическим глазом, но тем не менее реально существующих в пространстве и составляющих как бы душу каждого истинного произведения искусства. Основная мощь видимых творений — в невидимости. Каждый великий труженик искусства является Прометеем, овладевшим пространственным огнем и принесшим его на Землю, Прометеем, прикованным к скалам Земли и могущим выразить этот огонь не иначе, как в плотных, физических формах”. (“Грани Агни Йоги”, т. 10, 537.)

Важнейший в истории культуры вопрос — это качество воздействия произведений искусства на сознание человека. Ведь каждое художественное полотно, каждая скульптура или музыкальное произведение несут в себе, помимо идеи, еще и энергетику своего творца. Эту “эзотерическую” основу творчества не следует недооценивать. Ведь каждое произведение искусства может нести в себе разную энергетику. Гениев и даже просто по-настоящему талантливых творцов на свете не так уж и много, не говоря уже о том, что бывают и худшие варианты — когда произведение искусства несет не положительную, а отрицательную энергоинформацию. В Агни Йоге неоднократно говорится, что насыщенные негативной энергетикой полотна, скульптуры и музыкальные ритмы таят в себе настоящую опасность, которую мало кто замечает.

Кроме того, сила воздействия произведений искусства, в частности, живописи, на психику человека такова, что однажды увиденное произведение может оказывать влияние на подсознание человека в течение достаточно большого периода времени, а не только во время его непосредственного восприятия. С другой стороны, именно это обстоятельство делает картину мощным средством духовного развития целых поколений людей, если написавший ее художник обладал высокой нравственностью и духовностью.

Следует учитывать и еще одно обстоятельство: психическая энергия, заключенная в картине, не рассеивается с течением времени, а наоборот, усиливается. Это вполне объяснимо: если на протяжении многих лет произведения искусства были объектом внимания — а следовательно, и концентрации психической энергии — большого числа людей, эта энергия поневоле создает около них настоящие энергоинформационные поля. Ведь контакт вдумчивого зрителя с картиной — настоящий энергообмен: человек получает от полотна некую энергоинформацию и “вкладывает” в него другую. Именно поэтому древние иконы, даже если их писали не гениальные иконописцы, имеют очень сильную ауру. Они как бы намолены, заряжены энергией нескольких поколений. Естественно, что чем сильнее изначальное психоэнергетическое поле произведения искусства, тем быстрее оно превратится в подлинный энергетический магнит. Как, например, и произошло с картинами Рериха, стабилизирующими и физическое, и психическое состояние людей благодаря вложенной в них позитивной духовной энергии. Многие искусствоведы и психологи утверждают, что картины Рериха оказывают на зрителей не только эмоциональное воздействие, но и сильнейшее духовное и даже физическое влияние. Это мнение было подтверждено научными исследованиями, проведенными группой врачей из США. Когда Рерих со своей семьей был в Америке, на открытии своей персональной художественной выставки, врачи одной из клиник провели интереснейший эксперимент: они взяли под наблюдение две палаты, где находились больные с одинаковыми заболеваниями одной и той же степени тяжести. В одной палате медики повесили картины Рериха, в другой — нет, и стали наблюдать процесс выздоровления. Больные из палаты, где находились картины, выздоравливали в среднем в три раза быстрее. Данные этого эксперимента были опубликованы в одном из американских медицинских журналов того времени.

В записях Б. Н. Абрамова о психоэнергетической стороне творчества великого мастера говорится: “Уже понимаете, что каждое полотно — это кристаллы сгущенного Света, собранного в определенных сочетаниях в форме картин. Каждый смотрящий на нее вступает в соприкосновение с энергиями огней, в ней заключенных. Отсюда проистекает и то влияние на посетителей, которое оказывают предметы творчества рук человеческих, созданных при участии огней духа. Человек может не отдавать себе отчета в том, что происходит, и тем не менее воздействие от этого не уменьшается. Сознательное отношение к явлениям такого порядка еще более усиливает эффект. Таким образом, значение выставки картин Гуру* имеет очень большой и глубокий смысл, оставляя неизгладимый отпечаток на сознании. Многие хотя и не понимают того, что происходит, но все же чувствуют нечто необъяснимое, не поддающееся выражению словами. Если бы со стороны Тонкого Мира было бы можно взглянуть, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая собранье полотен, и отсвет его озаряет окружающее пространство. Произведения истинного искусства действительно служат источником Света, не меркнущего во времени”. (“Грани Агни Йоги”, т. 5, 516.)

* Так назван Н. К. Рерих (Гуру, т.е. Учитель Б. Н. Абрамова) в “Гранях Агни Йоги”. – Прим. авт.)

Одна из главных загадок рериховских полотен заключается в их необычном колорите. Краски на картинах художника словно светятся, а его палитра состоит в основном из чистых, ясных тонов. В этом отношении колорит картин Рериха напоминает краски Андрея Рублева, тоже необычайно чистые и яркие. Благодаря знакомству с эзотерической философией Востока Н. К. Рерих знал о воздействии на организм человека цвета и звука. И то, и другое на тонкоматериальном плане пространства представляет собой определенные волны, энергии, не воспринимаемые обычным зрением, но тем не менее оказывающие сильное воздействие на организм человека. В астральном пространстве существуют определенные волновые и энергетические соответствия между цветом и звуком. Эти соответствия интуитивно улавливали многие утонченные в духовно-психическом отношении мастера живописи и музыки, такие, как Скрябин, Дебюсси, Врубель, Чюрленис и наш рано ушедший современник К. Васильев слышали неслышную другим музыку, когда писали свои картины. И, наоборот, когда они сочиняли музыку, перед их мысленным взором в пространстве возникали определенные цветовые сочетания и целые живописные образы. Это еще раз подтверждает, насколько все в природе взаимосвязано и представляет собой те или иные виды энергий, еще не изученных нами. Гармоничные звуки и краски оказывают на здоровье людей положительное влияние, дисгармоничные — отрицательное. Сотканные из гармоничных цвето-волн, картины Рериха неизменно оказывают на людей гармонизирующий, целительский эффект. Цветотерапия начала практиковаться во всем мире совсем недавно. Рерих же применил ее принципы в своем творчестве, использовав на благо людей, задолго до того, как об этом заговорили ученые.

Великий художник, мыслитель, бесстрашный исследователь, выдающийся общественный деятель и просветитель, наконец, подлинный духовный Учитель, признанный последователями эзотерического знания во всем мире, Рерих был и остается уникальной, величайшей личностью своей эпохи. Руководитель Белого Братства и личный Учитель Н. К. Рериха, Махатма М., сказал о нем в своем послании Б. Н. Абрамову: “Высокий Дух приходил в мир и оставил в нем свой жемчужный узор на века. Эволюция планеты получила мощный импульс. Рукотворчество великого художника имело мировое признание. Это бесспорно. Но огромное поле незримой деятельности его духа еще будет давать свои огненные следствия на протяжении многих столетий. Эта сторона его активности еще понимается мало, но завесу приоткрывают его книги и рукописи. Жил жизнью и интересами всей планеты и принимал участие в движениях и начинаниях, предуказанных Нами. Идея Знамени Мира, охраны сокровищ искусства и памятников, — Пакт Мира, объединение лучших представителей человечества под стягами культуры — все это прообразы тех форм жизни, в которые выльется судьба планеты в наступающей Светлой Эпохе Матери Мира. Он провозгласил понятия и идеи, до него не признаваемые человечеством, — идеи, признание которых потребует времени и борьбы, но без проведения которых в жизнь Земле грозит катастрофа. Его предвидение хода мировых событий носит планетарный характер. Исполнителем Великой Миссии Света, Посланником Иерархии был на Земле этот великий художник, философ, путешественник, археолог и человек великого сердца, всю свою жизнь отдавший на служение человечеству. Не будем считать его мертвым, ушедшим из мира, но поймем, что огненная деятельность такого Духа и служение его Свету не прерываются смертью. Смерть для тех, кто верит в нее и думает умереть, но венец сознательного бессмертия — удел Духов Великих”. (“Грани Агни Йоги”, т.12, 770.)

Правда и мифы о Рерихе

Едва ли существовали когда-либо великие люди, у которых не было врагов. Николай Рерих не стал исключением из этого правила. И при жизни, и после смерти у Рериха было огромное количество восторженных почитателей по всему миру, но были и непримиримые враги. Масштабность личности Рериха и духовная миссия, которой он был облечен, оказались слишком велики, чтобы силы зла не отреагировали на это. Их главным оружием против художника всегда выступали ложь и клевета. Что удивительно – клеветнические кампании против Рериха не прекратились и по сей день. Так, несмотря на то, что весь мир по праву считает Н. К. Рериха крупнейшим культурным деятелем планеты, просветителем и гуманистом, узкий круг “заинтересованных лиц” из России с некоторых пор пытается создать великому русскому художнику совсем иной “имидж”. Второй раунд клеветнических измышлений вокруг имени Рериха начался в 1994 г. Именно тогда дьякон А. Кураев, журналист О. Шишкин и востоковед А. Сенкевич, к которым впоследствии присоединился некто А. Дворкин, в свое время эмигрировавший в Израиль и пятнадцать лет проживший за рубежом, чтобы затем вернуться в Россию – не иначе как во спасение российской культуры! – вдруг начали потчевать общественность сенсационными сведениями о том, что известный всему миру художник и путешественник на самом деле был якобы создателем новой религии (да еще и сатанинской!) и шпионом НКВД! А многолетняя трансгималайская экспедиция, восхитившая результатами своей работы весь научный мир, была вовсе и не научным предприятием, а … военным походом, целью которого было свержение законного правительства Тибета и установление на его территории коммунистического режима! Кроме того, никакой Шамбалы не существует, философское учение Живой Этики – плод труда самих Рерихов, а в Москву в 1926 году Рерихи приезжали не для того, чтобы передать Советскому правительству письмо Махатм, а для того, чтобы получить от НКВД сверхсекретное задание и приступить к его выполнению… Таковы были заявления Кураева, Шишкина и Сенкевича, выступивших по радио и в прессе со своими сенсационными “разоблачениями”.

Удивительно, конечно, как все эти доселе неизвестные рериховедам “занятия” сочетались с известной всему миру культурной, научной и пацифистской деятельностью великого русского художника. Но еще более удивительными предстают взору любого мыслящего читателя те “аргументы”, которые приводят в своих трудах “разоблачители” знаменитого живописца.

Самое серьезное на сегодняшний день исследование, в котором утверждается причастность Рериха к деятельности НКВД, принадлежит перу журналиста Олега Шишкина. Года два тому назад этот автор выпустил в свет книгу под названием “Битва за Гималаи” с броским подзаголовком: “НКВД: магия и шпионаж”. А чтобы читающая публика не сомневалась в правдивости приводимых автором сведений, к названию своей книги Шишкин предусмотрительно добавил подпись: “Документальная повесть”. Но недаром ироничный Козьма Прутков советовал: “Если на клетке слона прочтешь надпись “буйвол”, не верь глазам своим”. Подлинных документов, доказывающих причастность Рериха к шпионажу, в книге, как и следовало ожидать, не оказалось. Зато более чем странных утверждений, не подкрепленных ничем, кроме буйной фантазии автора, в работе явно переизбыток.

Какие же “страшные тайны” из жизни Рерихов поведал миру Шишкин, видящий в Рерихе не исследователя и философа, а шпиона НКВД? Журналист-исследователь убеждает читателей в том, что о существовании Шамбалы и духовных Учителей Востока Рерих впервые узнал в… ОГПУ, куда его пригласили во время посещения им Москвы в 1926 г. А сами чекисты, как недвусмысленно намекает Шишкин, узнали о Шамбале благодаря… спиритическим сеансам! Зачем же чекисты рассказали Рериху о Шамбале? Оказывается, для того, чтобы предложить ему отправиться в Тибет на поиски загадочной страны. Хотя в действительности Шамбала была совсем не нужна НКВД. Сотрудники ОГПУ соблазнили простодушного художника идеей поиска легендарной страны только для того, чтобы использовать его поход в Тибет в своих целях. И на самом деле известная всему миру научная экспедиция Рерихов в Гималаи (целиком и полностью финансированная США, о чем в архивах имеются соответствующие документы!) была вовсе не научной экспедицией, а военным походом. Правда, Шишкин признает, что американские бизнесмены выделили Рериху чуть ли не миллион долларов (по тем временам — огромная сумма) на осуществление научных исследований в Тибете. Но в другой главе своей книги автор утверждает, что в Москве чекисты одарили знаменитого художника просто несметными сокровищами для того, чтобы отправить его в Тибет во главе вооруженного до зубов диверсионного отряда.

Почему же имеющий международный авторитет борца за мир и культуру Рерих, к тому времени уже начавший свою многолетнюю экспедицию, вдруг решил стать террористом и диверсантом? Шишкин объясняет столь крутой поворот в судьбе художника предельно “логично”. Просто в благодарность за баснословные суммы, переданные ему чекистами, Рерих обязался оказать ОГПУ одну услугу. Какую именно? Да так себе, пустячок. Проходя по Тибету, выдающийся художник мимоходом должен был поднять там вооруженное восстание, свергнуть законного правителя страны — далай-ламу, самому (!) сесть на его место и… установить на всей территории Тибета коммунистическую диктатуру — не больше, не меньше! Именно для завоевания Тибета, а не для обороны от местных банд, грабящих караваны,— подчеркивает Шишкин — экспедиция Рериха везла с собой целых два ящика с винтовками и патронами. Что, конечно же, должно было повергнуть в ужас регулярную армию всей страны. Впрочем, по утверждениям журналиста, антиправительственное восстание, организованное экспедицией, должны были поддержать и отряды Красной Армии, ожидающие сигнала где-то на границах.

Одно непонятно — почему Шишкин и другие сторонники подобной версии о целях Трансгималайской экспедиции Рериха не приписывают художнику желание завоевать заодно с Тибетом и Великобританию? Ведь Тибет в то время находился под ее протекторатом, как и Индия. И чтобы установить в этом регионе мира коммунистический режим, надо было свергнуть не только далай-ламу, но и английское владычество…

Претендующая на статус “документальной повести”, книга Шишкина в действительности не тянет даже на бульварный детективный роман. И все по одной причине: отсутствии хотя бы элементарного правдоподобия в утверждениях автора, не говоря уже об их соответствии подлинным документам, имеющимся в архивах разных стран.

Но попробуем все-таки обратиться к исторической стороне вопроса.

Настоящие, серьезные попытки разобраться в том, мог ли Рерих в действительности работать на советскую разведку, были сделаны еще при жизни художника. И впервые этот вопрос подняли не “документалисты” вроде Олега Шишкина, а сотрудники одной из сильнейших спецслужб мира — британской “Интелледжент Сервис”. Опасаясь роста национально-освободительной борьбы в Тибете, британские спецслужбы подозревали в шпионаже любого иностранца, появившегося на территории подвластного им государства. Английская разведка постоянно следила за передвижениями экспедиции Рериха по Тибету и, более того, — мешала ее продвижению вглубь страны всеми возможными способами, от дипломатических ухищрений до вооруженных провокаций, совершаемых руками местных полудиких кочевников-бандитов. Особую роль в попытках не допустить продвижения экспедиции во внутренние районы страны сыграл резидент английской разведки в Тибете полковник Бейли. В отличие от Кураева, Шишкина и Сенкевича, пытающихся доказать то, чего не было, полковник Бейли и его коллеги имели вполне полную и объективную информацию о деятельности экспедиции Рериха в Тибете. И если бы английским “джеймсам бондам” в самом деле удалось добыть хоть малейшее доказательство сотрудничества Рериха с советской разведкой — эхо подобного разоблачения моментально облетело бы весь мир и стало на Западе настоящей сенсацией. Не забудем, что имя русского художника принадлежало к числу самых громких имен его эпохи. Но сенсации не состоялось. Работа лучших профессионалов сильнейшей разведки мира не смогла обнаружить ни малейшего факта причастности художника к деятельности НКВД.

Откуда же появилась “утка” о сотрудничестве Рериха с советской разведкой? Эта легенда имеет давнюю историю. Впервые подобные слухи были запущены в печать антисоветски настроенной частью русских эмигрантов. Как известно, во время Великой Отечественной войны вся русская эмиграция разделилась на два лагеря: сторонников победы России (хотя бы и “коммунистической”) и “пораженцев”, считающих, что победа Гитлера и крах советской власти будут лучшим исходом для страны, чем сохранение ею национальной независимости, но под властью большевиков. В числе сторонников победы СССР оказалась истинная русская интеллигенция, в том числе и представители аристократии (одним из которых был светлейший князь Феликс Юсупов).

Николай Рерих, будучи истинным патриотом России, не считал себя ни эмигрантом, ни “антисоветчиком”. Вполне трезво оценивая и худшие, и лучшие стороны большевистской власти в России, он тем не менее всегда выступал в защиту Родины, и во время Великой Отечественной войны открыто встал на сторону СССР, организуя сборы средств в пользу Советского Красного Креста и Красной Армии. Это вызвало к Рериху особую ненависть со стороны антисоветски настроенных эмигрантских кругов, и, как следствие — поток самой грязной клеветы в адрес художника в принадлежащих им газетах. Именно в русской эмигрантской прессе и появились утверждения о том, что г-н Рерих не только перечисляет свои личные средства в пользу России и Красной Армии, но и работает на советскую разведку…

Разумеется, рассказам о “шпионе Рерихе” и в России, и за рубежом мало кто верит. Более того, всех мыслящих людей возмутили попытки низвести великого русского художника и мыслителя до уровня банального шпиона. С самого начала клеветнической кампании против Рериха возмущенные отклики по поводу обвинений художника в шпионаже стали приходить даже из-за рубежа, в частности, от директора Нью-йоркского музея Н.К.Рериха г-на Даниэля Энтина. Что же касается уровня аргументации “обвинителей” Рериха, то он, как мы видели, говорит сам за себя.

Из книги Н. Ковалевой “Путь в Шамбалу”, М., “РИПОЛ классик”, 2004.

К оглавлению статей
В помощь изучающим эзотерику - на главную
Хостинг от uCoz