Л. Кривич

СЕМАНТИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ

УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ: АРХЕТИПЫ И СИМВОЛЫ

Один из основоположников структурализма Клод Леви-Стросс в своей книге “Первобытное мышление” утверждал, что цивилизация должна быть коалицией самобытных культур. Самобытность каждой культуры и субкультуры уникальна, – это составляло, по его мнению, их главную ценность. К.Леви-Стросс указывал также на стремление древних человеческих обществ к символической передаче знания, называя это “наукой конкретного” (“Первобытное мышление”). Рассмотрим текст Учения Живой Этики как символическую передачу знаний с точки зрения структурализма, в первую очередь отталкиваясь от понятия “архетип”, введенного Карлом Густавом Юнгом. Как отмечает А.М. Руткевич: “Коллективное бессознательное представляет собой систему установок и типичных реакций, незаметно определяющих жизнь человека. Под влиянием врожденных программ и универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции, но также восприятие, мышление, воображение. Эти образцы или “пра-образцы” получили название “архетипов коллективного бессознательного” [1]. Понятиям архетипа и символа К.Г.Юнг посвятил многие страницы своих трудов: “Человек и его символы” [2], “Душа и миф. Шесть архетипов”, “О психологии восточных религий и философий” [3] и т.д. В труде “Психологические аспекты Коры” К.Г. Юнг упоминает следующие архетипы, или бессознательные, пришедшие из древности образы, позволяющие осмыслить и структурировать мироздание: “тень, мудрый старец, младенец (включая героя-младенца), мать (“Предвечная Мать и “Мать-Земля”)…, дева…” [4]. К символам он относит следующие: имеющие человеческий образ (Бог и Богиня, король и королева), териоморфные (дракон, змея, слон, лев, медведь; паук, краб, бабочка, жук, червь), растительные (лотос, роза), геометрические формы (круг, сфера, квадрат, четырехугольник, часы, небесный свод) [5]. Оговоримся, что, поскольку в широком смысле к Учению Живой Этики относятся не только тексты, записанные Е.И. Рерих, но и сюжеты, запечатленные Н.К. Рерихом в полотнах и интерпретированные в художественных произведениях им же, то архетипы и символы будут показаны нами во всех этих проявлениях.

Рассмотрим образы Живой Этики с позиции архетипов К.Г.Юнга.

Мудрый Старец. Этот архетип можно отнести и к Автору Учения – Великому Учителю М., диктующему строки, Который, как уже цитировалось, периодически говорит: “Я Сам Веду”, “Я Сказал” и т.п., – это Великий Владыка Шамбалы. Его условный Образ изображен на картине “Приказ Ригден-Джапо” (рисунок 1), а также в центре триптиха “Fiat Rex!” (рисунок 2). К архетипу Мудреца или Мудрого Старца восходят все изображения пророков, будд, святых, йогов и т.д., которых на картинах Н.К. Рериха множество, а также святой старец на картине “Гуру Гури Дхар” (“Путь Учителя Учителей”), также связанный с Образом Владыки. Зачастую эти образы связаны с огнем как символом духовной мощи: Ригден-Джапо похож на одноименной картине на божество огня, Пророк Мохаммед и Зороастр изображены соответственно с огненным вид`ением и с чашей огня, и т.п. (огонь – символ Духовного Знания и Духовной Силы).

Рис. 1

Великая Мать в текстах Учения Живой Этики чаще именуется Матерью Мира. Ее Образ есть на одноименной картине Н.К.Рериха, где Мать, с полуприкрытым ликом, восседает на острове посреди вод, на фоне неба, с аурой в виде восьмерки (рисунок 3); на одном из вариантов картины слева и справа видны две коленопреклоненные женщины Востока и Запада. К этому же Образу относится и “Мадонна Орифламма” (рисунок 4), держащая в руках Знамя Мира и Культуры. К Образам Великого Женского Начала в земном виде относятся и все изображаемые подвижницы, навеянные художнику мыслью о жене. (О том, что произведения должны были бы носить два имени, с точки зрения Н.К.Рериха, уже говорилось выше). “Матерь Агни Йоги” изображена на краю земли, опять-таки с пламенем в руке; “Ведущая” показана как помогающая путнику подняться за нею в горы; “Камень Несущая” (“Держательница Мира”) – это женщина в фиолетово-пурпурных одеждах и короне среди гор. Горы – это символ Шамбалы, Священного Места, откуда дано Учение. К Образу Матери относятся также и такие строки Н.К.Рериха: “Дуккар многоокая и многорукая посылает нам чистые мысли” (образ Тибета) [6]. О Матери Мира говорится в Учении: “Какая великая игра Матери Мира! Она подзывает детей от дальнего поля: “Спешите, дети, хочу научить вас. У меня приготовлены для вас зоркие глаза и открытые уши. Присядьте на мое покрывало, будем учиться летать!”. (“Агни Йога”, 61) [7]. И далее: “Если женская фигура имеет закрытое лицо, то явление относится к Матери Мира” (“Агни Йога”, 64) [8]. В “Современных легендах” Н.К.Рериха поясняется также: “От начала существования Великого Белого Братства Матерь Мира стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты. Матерь общая Владыкам не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющее духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила их на подвиг… После Атлантиды, когда Люцифер нанес удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить, которая засияет теперь. После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя Свое, пока не пробьет час Светил” [9].

Рис. 3

Рис. 4

Говоря об архетипе Матери, нельзя не вспомнить Великое Женское Начало, именуемое Софией – Премудростью Божией (рисунок 5), которое вдохновляло великого русского философа Владимира Соловьева и способствовало мистическому пониманию им концепции Христианства. Именно о Ней Вл. Соловьев писал как о богине, мировой душе, тоскующей по Единому Богу. Образ Софии претерпевал некоторые изменения в трактовке философа: вначале – мировая душа, в поздние годы – Ангел-Хранитель Земли, субстанция Святого Духа, единственное богочеловеческое существо, центральное воплощение которого есть Иисус Христос. Конечная концепция “положительного Всеединства”, к которой пришел философ, оформилась как представление о Церкви Небесной и нашла свое конкретное выражение в идее об объединении Католицизма и Православия как двух самостоятельных частей Вселенской Церкви на основе общей любви ко Христу, который представляет собою воплощение Бога-Слова (но не абсолютного начала, ибо это невозможно, как замечает сам Соловьев) и един с Премудростью Божией [10].

Рис. 5

К архетипу Младенца-Героя можно отнести Образ Иисуса Христа (рисунок 6), преемственность этого Образа на примере Нового Завета, Корана и Учения Живой Этики уже показывалась нами выше. Образ Жанны д'Арк также относится к архетипу Героя (рисунок 7).

К высоким символам можно отнести огонь (архетип Дух). В Учении Живой Этики это всегда символ Духовного Знания и Духовной Мощи, а также вообще Энергии Космоса (рисунок 1, рисунок 8). В книге “Мир Огненный”, ч. 3, говорится: “Невозможно ошибиться в потенциале царственного Носителя Огня. Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим огнем и вдохновляют на подвиг” [11]. Как было сказано огонь как символ духовности сопровождает архетипы Великого Мудреца (Мудрого Старца) и Матери, а также различных подвижников и святых (Пророк Мохаммед, Зороастр).

Рассмотрим символ Заповедной Страны, которая ассоциируется с Шамбалой, Обителью Великого Гималайского Братства. Цитаты о Шамбале уже приводились выше, стоит лишь упомянуть картины Н.К.Рериха, посвященные Ей. Это “Песнь Шамбале”, “Приказ Ригден-Джапо”, “Сожжение тьмы”, “Сокровище гор”, множество пейзажей Гималаев, каждый из которых не повторяет другого, “Горная Обитель” и др. Священные горы мифологии Индии – Меру и Кайлас – также являются не только символами Мировой Горы, но и символом Шамбалы, а Она, в свою очередь, является не просто Заповедной Страной, но и центром Мира, своего рода “пупом Земли”. К данному этимологическому ряду относится также Образ Беловодья – чудесной страны, где святые люди наделены особым знанием; легенды о Беловодье известны на русском Севере, особенно у староверов.

Обратимся к другим символам, связанным с Учением Живой Этики. Семантика лотоса – наиболее священного цветка азиатского Востока – неоднозначна: это и цветок, связанный с царскими особами или святыми, и символ духовной чистоты (лотос вырастает из грязи, оставаясь чистым), и метафора энергетических центров человека. Все эти три смысла сливаются воедино: духовная чистота связана с высшими энергетическими центрами, а цветы лотоса, расцветающие под ногами Будды или дающие жизнь Богу Брахме или Бодхисаттве Падмапани, – это та же метафора энергетических центров, которые преобразуют жизнь человека. Они начинают работать в организме при постоянном обращении к Свету; при этом насильственное вызывание такого эффекта запрещается. Е.И.Рерих пишет: “Лотос серебряный находится в сердце, потому его можно видеть внутри себя… Все огни и кольца центров мы видим внутри себя… Все рисунки человека с лотосом над головою есть лишь метафоры так же, как и название центров лотосами” [12] (письмо от 24.04.36). Остается лишь добавить, что такое видение должно быть естественным, а не превращаться в искусственную практику.

Рассмотрим семантику символов, связанных с сакральной геометрией. В книге “Листы Сада Мории” (“Озарение”, 153) во фрагменте, посвященном Иисусу Христу говорится следующее: “Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: “Истинно говорю – ногою человеческою”. | Потом, отпечатав ладонь, также заключил ее в квадрат: “Истинно говорю – рукою человеческою”.| Между квадратами Он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой. Он говорил: “О, как Аум проникнет в сознание человеческое! Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен Храм…, пусть Моим путем пройдут строители…| Когда Имя Храма произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомнив Мое созвездие, квадрат и девять звезд засияют над Храмом. Знак ступни и руки будет начертан над камнем краеугольным”. – Так это Сам сказал накануне новолуния.” [13]. Как мы помним из К.Г.Юнга, квадрат является одним из древнейших архетипов – мандалой (квадрат или круг, являющий, в частности, очертание священного места для храма как точки отсчета центра мира – Л.К.). Квадрат, лежащий в основании храма, – символика весьма древняя и связан с ориентацией по сторонам света. Таким образом, сакральная геометрия в Учении соотносится с древними традициями.

Есть в Учении и другая символика. В “Озарении” (235) читаем: “Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – Почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона “Господом твоим”. Начертайте на первом камне Голубя. На втором – Воина. На третьем – Колонну. На четвертом – Солнце” [14]. Символ Голубя как Духа Божьего известен в Христианстве; Солнце также было в древних культурах символом Бога или Богом; Воин – это Воин Духа, т.е. человек, несущий в сердце духовный свет вопреки любым обстоятельствам (архетип Героя, или Героя-Младенца); Колонна – напоминание о Мировой Оси, а также о Храме Божием.

Можно предположить также следующую логику данных образов. Иерархия соотносится с эволюцией, поскольку голубь может рассматриваться как символ самопознающего Духа. Единение – это путь к Богу, который становится аналогом инициации, посвящения, поэтому человек мыслится как Воин Духа (архетип Героя). Соизмеримость соотносится с базовым эзотерическим законом подобия: человек – подобие Бога, храм земной – подобие Царства (Дома) Божьего, поэтому колонна земного храма соизмерима с масштабами человека. Высшее Начало (Бог, Космос, Абсолют) связан с представлением о Свете, поэтому символом избирается Солнце.

Рассмотрим, каким образом выстраиваются иерархии символов и первообразов в тексте Учения. Структурирование мира из первобытного хаоса – древняя традиция. Мир испокон веков делился на три части: Небо (Боги), Земля (люди), Подземный (Потусторонний) Мир (предки). Этим трем частям соответствуют вышеупомянутые Огненный, Плотный и Тонкий Мир (определения приводились выше); разница в том, что Тонкий Мир, или место развоплощенных душ, находится не под землей, а в пространстве, максимально приближенном к Земле, а также в том, что эти три сферы не имеют четких границ, но постепенно переходят друг в друга, являясь единым сложным целым, причем в ином порядке: снизу вверх – Плотный, Тонкий, Огненный. Структурируя понятия, символы и архетипы, можно сказать, что высшему звену в этой иерархии образов соответствуют понятия Светлой Иерархии, Братства, Учителей Света, Огня, Духа, Мудрого Старца и высшего из высших – Матери Мира. Это – Мир Огненный. Все их земные проявления, все Посланники Учителей, Святые, Великие Посвященные – посланники Мира Огненного, воплощенные в Мире Плотном (на Земле), – это архетип Младенца-Героя, проходящего инициацию (посвящение). Это связующее звено между миром Высших иерархий (богов, архангелов, ангелов – в зависимости от религиозной традиции) и миром людей. Мир Тонкий – место развоплощенных; самые порочные из них близки к земле и бывают одержателями, т.е. темными сущностями, внедряющимися в сознание жителей Земли и внушающими злые намерения (бесы); более светлые из развоплощенных приближаются к Миру Огненному. Однако подземному царству древности соответствует скорее понятие Темной Иерархии, которая использует все возможные способы затемнить сознание людей, привязав последних к порокам или хотя бы отвлекая от духовных поисков.

Можно рассмотреть иную иерархию образов в Учении: Космос (образы Огненного Мира, Владыки Шамбалы) – Земля (понятие Пути, причем в эзотерике принято считать, что Путем является сам человек) – человек (самодисциплина через сердце и постоянную связь с Иерархией Света), т.е. от высшего к низшему звену в данной цепи. Однако такое построение будет достаточно ограниченным земными мировоззрениями, так как, согласно Учению, цепи связи с более высшими ступенями уходят в Беспредельность Космоса; следовательно, логично предположить, что к низшим по отношению к человечеству звеньям относятся миры животных, растений, минералов (по нисходящей) или, возможно, человечества более примитивных стадий развития (возможно, не на нашей планете). Сложность структурирования в данном случае объясняется тем, что Автор – Великий Владыка Шамбалы – и Учителя владеют настолько б`ольшим объемом знания по сравнению с человеческим, что землянину может не хватить воображения за недостатком опыта. В целом Светлая Иерархия в текстах Учения соотносится с Лестницей Иакова, чем подчеркивается преемственность с Библией.

В целом символика Учения Живой Этики тождественна с общечеловеческой символикой, открытой К.Г. Юнгом и его последователями. Подобная символика, как было показано на примере Вл. Соловьева, не была чужда и русской философии. Таким образом, мы убедились, что Учение Живой Этики использует архетипы и символы коллективного бессознательного как общечеловеческие универсалии для образного и аллегорического толкования основных идей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руткевич А.М. Юнг Карл Густав// Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2 т./Под. Ред. С.Я.Левит. – СПб: Университетская книга, 1998. – Т. 2. – С. 420.

2. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб: БСК, 1996.

3. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.

4. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека для юношества, 1996. – С. 179.

5. Там же. – С. 183.

6. Рерих Н.К. Сердце Азии. Пророчества о Шамбале и Майтрейе// Рерих Н.К. Избранное. М.: Советская Россия, 1979. – С. 165.

7. Рерих Николай. Семь Великих Тайн Космоса. М.: Эксмо-Пресс, 1999. – С. 420.

8. Там же. – С. 421.

9. Рерих Николай. Семь Великих Тайн Космоса. М.: Эксмо-Пресс, 1999. – С. 763.

10. Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977.

11. Учение Живой Этики: В 3 т. – СПб: Просвещение, 1993. – Т. 3. – С. 347.

12. Вергун В.В. Лотос Сердца// Коллинз, Мейбл. Идиллия Белого Лотоса. М.: Беловодье, 1998. – С. 265-266.

13. Цит. по: Рерих Николай. Семь Великих Тайн Космоса. М.: Эксмо-Пресс, 1999. – С. 164.

14. Там же. – С. 164.


На заглавную страницу "В помощь изучающим эзотерику"


Хостинг от uCoz