Русский «Сфинкс»

(К 175-летию со дня рождения Е. П. Блаватской)


Ровно 175 лет назад, 12 августа 1831 г. появилась на свет женщина, загадавшая миру столько загадок, сколько ни одному мужчине, похоже, не удавалось (на то она и женщина, верно?). Елене Петровне Блаватской – создательнице эзотерического философского учения, основательнице Теософского общества и возникшего на его основе мирового теософского движения – почти поклоняются на Западе и до сих пор не доверяют в России. Одни считают ее пророком, другие – ловкой мошенницей. Для одних она посланница духовных Учителей Индии и Тибета, для других – шарлатанка. Есть лишь один верный способ разобраться в том, кем была Блаватская в действительности – познакомиться с ее взглядами хотя бы в общем. А взгляды у Блаватской были таковы, что, в какой бы стране мира она не появлялась – там и у нее самой, и у ее последователей сразу возникала уйма врагов. Поклонников, конечно, была гораздо больше, но враги как правило были активнее и изобретательнее. Скажем сразу: теоретические основы теософии могли возмутить разве что ханжей, ретроградов и догматиков. Но, увы, таковых было достаточно и в науке, и в религии, и в политике, и в различных духовных течениях. Соответственно, и оппонентов у Блаватской было хоть отбавляй. Создавалось такое впечатление, что наша отчаянная соотечественница бросила вызов всему миру. Может, так оно и было? Тогдашняя материалистическая наука не устраивала Блаватскую своим скептицизмом и узостью мировоззрения, не допускавшего мысли о существовании в природе и человеке бессмертного духовного начала. Теософия, в отличие от науки, утверждала, что духовное начало в природе и в человеке есть, потому что дух неотделим от материи. Физический мир, в котором мы живем, не единственный в Космосе; помимо него есть миры, образованные иными формами материи, не воспринимаемыми нашими органами чувств. Невидимые большинством людей высшие формы материи доступны восприятию ясновидящих, и если бы все мы обладали паранормальными психическими способностями, то могли бы наблюдать жизнь иных миров. Тем более, что мы сами, как и все мироздание, многомерны по своей внутренней структуре, и в нашем видимом физическом теле скрыты невидимые обычному глазу тонкие тела. Самое совершенное из них является носителем сознания-души, которая переживает смерть физического тела. Душа каждого живого существа бессмертна, и после определенного периода посмертного бытия в ином мире она возвращается на физический план в новом воплощении… Ну какому догматику от науки это понравится? Правда, примерно через столетие после выхода в свет «Тайной Доктрины» многие научные открытия подтвердили правоту идей теософии. Лучи Рентгена, лучистая материя Крукса, открытие электрона Томсоном, знаменитая формула Эйнштейна и теория о том, что материя (вещество) эквивалентна энергии, а пространство и время взаимообусловлены друг другом, и многое-многое другое – этот список можно продолжать до бесконечности вплоть до самых современных открытий – все это было предсказано в работах Блаватской. Например, во времена Блаватской считалось, что атом неделим. А в самом знаменитом произведении Блаватской, «Тайной Доктрине», говорилось, что – цитируем – «атом делим и должен состоять из частиц, или субатомов… Именно на доктрине иллюзорной природы материи и на бесконечной делимости атома основана вся наука оккультизма». «Тайная Доктрина» была издана в 1890-1891 гг. И лишь в 1897 г. Дж. Томсон заявил об открытии электрона.

Во времена Блаватской ученые считали атомы не только неделимыми, но и неподвижными во всех состояниях вещества, кроме газа. В «Тайной Доктрине» утверждалось, что хотя материя и кажется инертной, она в высшей степени активна, ее частички вибрируют, но столь быстро, что для физического глаза это движение незаметно.

В «Тайной Доктрине» утверждалась взаимообратимость материи и энергии (силы). «Для оккультной науки сила и материя суть лишь две стороны одной и той же субстанции», – писала Блаватская в своем фундаментальной труде. Для науки ее времени такой вывод был сущей галиматьей. Однако в 1905 году появилась знаменитая формула Эйнштейна E=mc2. Известный физик Р. Милликен прокомментировал эту формулу как признание того, что материя способна переходить в лучистую энергию. А это, в свою очередь, означает, что материя – это конденсированная энергия, а энергия – это рассеянная материя.

И это еще далеко не все, что было предсказано в работах Блаватской. «Опыт вне тела» и посмертное бытие сознания, сущность электричества и природа души, лучистое состояние материи и цикличность развития Вселенной, – какие только проблемы не были подняты в «Тайной Доктрине»! Недаром «программное произведение» теософии почитывал Эйнштейн – эта книга всегда лежала на его рабочем столе. А если бы работы Блаватской почитал в свое время автор знаменитого бестселлера «Жизнь после смерти» Р. Моуди, он, вероятно, очень удивился бы, найдя в них не только описание указанных в его книгах элементов околосмертных состояний, но и объяснение психофизиологической природы этих состояний, которого современная медицина до сих пор не имеет. Вот вам и мистика! Впрочем, ни сама Блаватская, ни ее духовные Учителя и не позиционировали свою науку как мистическую. Эзотерическая философия Востока всегда считалась ими не мистикой, а наукой, основанной на принципиально иных методах, недоступных рационалистической науке Запада.

Между прочим, хотя научные подтверждения правильности доктрин теософии последовали в основном не ранее, чем через 100 лет после опубликования «Тайной Доктрины», а современная Блаватской наука 19 столетия была насквозь материалистична – все же научная общественность приняла «Тайную Доктрину» с большим интересом. Лишь самые отъявленные догматики видели в теософии что-то вроде религии – и ругали ее за это. Блаватская отвечала им той же любезностью, критикуя скептицизм и узкий материализм в науке, – как теперь выясняется, не зря.

Как бы то ни было, от церкви Блаватская натерпелась гораздо больше, чем от ученых-скептиков. Клерикалы отнюдь не жаловали Елену Петровну, а та отвечала им полной взаимностью. В-первых, в теософии, которой быстро увлеклась вся мыслящая часть общества, католические пасторы увидели, и не без оснований, опасного конкурента. Во-вторых, Блаватская в своих философских трудах нещадно критиковала догматизм и лицемерие католической церкви, поддерживающей наиболее реакционные, консервативные порядки в обществе и препятствующей его подлинному духовному и культурному прогрессу. Католическая церковь сполна отплатила Блаватской за ее инакомыслие: самый крупный скандал, преследующий цель опорочить имя Блаватской и выставить ее в глазах общества шарлатанкой, был организован и оплачен не кем-нибудь, а священником-иезуитом Паттерсоном, чего он сам даже и не скрывал впоследствии. К слову сказать, критикуя и разоблачая реакционную суть тогдашнего католичества, Блаватская в то же время трогательно почитала Русскую православную церковь – возможно, потому, что видела в ней частицу горячо любимой родины, по которой все время тосковала. И вот вам парадокс судьбы: современная РПЦ осудила последователей теософии, видя в ней, очевидно, не признанное во всем мире философское учение, а что-то вроде секты! Одним словом, не повезло Елене Петровне и с клерикалами. Не лучше обстояло дело и с мистиками разных мастей. В то время в США и Европе процветало увлечение спиритизмом. Столоверчением занимались все, кому не лень. Но если вы думаете, что Блаватская нашла себе единомышленников в среде медиумов и спиритов, то ошибаетесь. Их наша неукротимая соотечественница разобрала по косточкам похлеще, чем лицемерных пасторов. Блаватская постоянно доказывала: не надо вызывать духов, эта практика приносит лишь вред – от нездоровых подвижек в психике до полной духовной деградации в целом. Поскольку мода на общение с духами приобрела повальный характер, это можно было расценивать как серьезную опасность для всего общества. Кто-то должен был остановить эту психическую эпидемию, взять на себя миссию по разоблачению подлинной сути спиритизма. Но кто мог это сделать? Только тот, кто, во-первых, имел больше познаний в сфере оккультного, чем спириты и медиумы, и, во-вторых, достаточно смелости и мужества, чтобы прямо заявить о вредоносной сущности спиритической практики. Ну конечно же, эта неблагодарная задача выпала на долю Блаватской.

Увы, чтобы убедить в чем-то публику, привыкшую к психокинетическим феноменам на оккультных сеансах (стукам, движению стола, поднятию в воздух предметов и т.п., а по большей части – к симуляции этих феноменов медиумами-мошенниками), требовались не только знания. Требовалось обладание паранормальными способностями, которые доказали бы публике, что слова Блаватской истинны, что она не только знает, но и умеет многое. Блаватская действительно умела. Материализация, ясновидение, телекинез – этими способностями она обладала от рождения; усовершенствовать их ей довелось в далеких гималайских ашрамах (школах) своих Учителей. Блаватская просила окружающих не увлекаться чудесами или, как их тогда называли, феноменами. Главное – духовные знания! Паранормальные способности – это не самоцель духовного развития; они призваны лишь доказать, что в природе действительно существуют силы, еще не известные современной науке. Но публика упорно требовала от нее чудес. Блаватская послушно демонстрировала свои уникальные способности, забыв при этом мудрую пословицу: «каждый судит в меру своей испорченности». Умные люди, увидев феномены Блаватской, поверили в существование подлинно духовного знания, отошли от спиритизма и занялись изучением философии и психических способностей. Но многочисленные враги Блаватской увидели в ее способностях прежде всего повод расквитаться с ней – и тут же объявили ее шарлатанкой и мошенницей. Началась травля в газетах, полились потоки грязной клеветы и на саму Блаватскую, и на Теософское общество. Постоянные нападки, ложь и провокации преследовали Блаватскую днем и ночью, выпивая, подобно вампиру, ее жизненные силы. У нее было слишком горячее сердце. Ученица высших гималайских Адептов, Блаватская была начисто лишена обязательного качества подлинного йога: непоколебимого внутреннего спокойствия, невозмутимости. Переживания буквально убивали Елену Петровну, отнимая и без того подорванное непосильной работой здоровье. А работала Блаватская по 16 часов в сутки – писала свои философские работы и газетные статьи, отвечала на письма последователей, принимала у себя ученых, общественных и религиозных деятелей, давала интервью, выступала с речами. Конечно же, эта самоотверженность дала свои плоды: теософия и сейчас остается одним из самых могущественных духовных течений на Западе.

Мир поклоняется пророческим способностям Нострадамуса и Ванги, потому что они могли предсказывать важные события. Блаватская же предсказывала не просто события, а будущие научные открытия и новые направления развития науки. Да и паранормальные способности Блаватской слишком уникальны, чтобы мы могли о них просто забыть. При ее жизни враги называли способности Блаватской обманом. Но прошли годы – и бесстрастные кинокамеры зафиксировали и подтвердили истинность феномена материализации в исполнении Сатьи Сай Бабы. Этого индийского святого многие считают чуть ли не Мессией! А ведь Блаватская демонстрировала примеры материализации еще более эффектные, чем он. При этом ни на какое мессианство она никогда не претендовала – наоборот, объявляла все это чепухой, игрушками по сравнению с подлинным духовным знанием.

И реальность ясновидения, которым обладала основательница теософии, в наше время тоже доказана.

И способности, и знания Блаватской действительно были уникальными. Современники называли нашу соотечественницу «Сфинксом» за ее загадочность. Многие свои тайны Блаватская раскрыла сама в своих философских трудах. Но большую их часть мы, наверное, никогда не узнаем. Русский «Сфинкс» унес их с собой навсегда.

Н. Е. Ковалева.


Больше о Блаватской
На заглавную страницу

Хостинг от uCoz