“ЗВЕЗДА УТРА”
(О Елене Ивановне Рерих)

Скандинавская по своему происхождению фамилия “Рерих” означает “славой богатый”. Значение своей фамилии целиком и полностью оправдал не только великий русский живописец, но и все члены его семьи.

Жена знаменитого художника — Елена Ивановна Рерих — разделила с Николаем Константиновичем весь его необычный жизненный путь, полный выдающихся творческих свершений, но вместе с тем трудностей и опасностей. Художник называл жену “Лада моя”, и боготворил ее не только за редкую красоту и душевное тепло, которое отмечали в ней все окружающие, но и за мужество и силу духа. Елена Рерих обладала поистине пламенным сердцем, огромным интеллектом, несокрушимой твердостью воли и характера.

Женщина поразительной красоты и огромного интеллекта, она, тем не менее была очень скромна, всегда держалась как бы в тени. Но ее духовное влияние на всех членов семьи Рерих было огромным, можно сказать, определяющим. Именно Елене Ивановне принадлежала главная роль в передаче миру учения Агни Йоги, вызывающего сейчас огромный интерес как ученых, так и широкой общественности…

 

Первые прозрения

12 февраля 1879 года в одной из известнейших аристократических семей Санкт-Петербурга родилась девочка, названная Еленой. Родители ее принадлежали к славному роду Голенищевых-Кутузовых, давшему России выдающегося полководца М. И. Кутузова.

С самых ранних лет жизнь Елены была отмечена необычными способностями. Девочка знала обо всем, что должно было произойти в ее жизни и в жизни ее семьи, заранее. Она предвидела будущее, предсказывая все значительные и незначительные события, которые случались с ней и членами ее семьи: пожары в доме, болезни и смерть родственников, даже отмену ее уроков. Когда же девочка подросла, ее предвидения и вещие сны-видения стали касаться жизни не только ее семьи, но и всей страны, — политических событий будущего, которые не были известны никаким, даже самым проницательным государственным деятелям. В своих видениях Елена предвидела начало Первой мировой войны, территориальные изменения карты Европы, вызванные войной, Октябрьскую революцию в России…

Дар пророчества — тяжелый дар. Об этом свидетельствовали ясновидящие и пророки всех времен. Ясновидящий несет на себе тягость не только своего одиночества — неизбежной расплаты за необычность и непохожесть на других. Он несет в своей душе еще и тяжесть знания будущего — никому, кроме него, неведомого, и незримых остальным людям опасностей и сложностей этого будущего. Тяжесть знания грядущих перемен, тревожная, никем не разделенная, с ранних лет легла на плечи маленькой Елены. Дар ясновидения, свойственный ей, пугал ее родных и близких: те страшно сердились, когда девочка говорила, что у них в доме скоро будет пожар. А когда пожар происходил — боялись поверить в пророческий дар ребенка, старались уверить себя, что это очередное случайное совпадение. Но эти предвидения не были случайными. Маленькой девочке действительно было известно то, чего не знали окружавшие ее взрослые. Может быть, именно поэтому ее любимой книгой в детстве была Библия. Пробравшись в кабинет отца — известного своим высоким профессионализмом, талантом и прогрессивными политическими убеждениями архитектора И. И. Шапошникова — девочка тайком вынимала из книжного шкафа тяжелый том Библии и уносила к себе в детскую, сгибаясь под тяжестью книги. Там, в тишине и одиночестве, она рассматривала диковинные картинки — иллюстрации Дорэ — и думала о чем-то. Может быть, что-то вспоминала?

В философских учениях Востока говорится, что человек рождается и живет на свете не однажды, что все мы проходим цепь перевоплощений или реинкарнаций, и каждый из нас уже жил в этом мире когда-то. В те годы девочка еще не знала об этом. Но с замиранием сердца вновь и вновь открывала Библию, смотрела на дивный облик Христа — и ей казалось, что когда-то давно она уже видела его. Рисунки из Библии напоминали ей о тревожных, тяжелых видениях, преследовавших ее с раннего детства. Это были видения страшной катастрофы, гибели всей Земли. Один и тот же сюжет, с небольшой разницей в деталях, часто повторялся в ее снах. В этих снах она стоит у окна и со страхом всматривается в темно-желтое небо. Сумерки быстро сгущаются. Стаи птиц, ласточек, с тревожными криками низко летают над землей, животные и люди в беспокойстве спешат спрятаться по домам. Раздается оглушительный удар грома или гигантского взрыва и земля начинает колебаться. Девочка в ужасе вбегает в соседнюю комнату, где находились ее родители. И говорит им: “Разве вы не видите, что земля гибнет, наступил конец мира!”

Эти сны наполняли тревогой и смятением маленькое сердце. Кому могла она рассказать о них? Тогда девочка еще не знала, что очень редко, может быть, не каждое столетие, рождаются на Земле люди, которым суждено проникать за завесу времен духовным зрением своей души. Одним из таких людей был Иоанн Хризостом, любимый ученик Христа, автор библейского Апокалипсиса. Картины грозных потопов и конца света, которые девочка видела в Библии, напоминали ей ее собственные видения… Позднее, когда она вырастет, она узнает и о пророчествах Иоанна, и о прозрениях Нострадамуса, и о предвидениях знаменитого ясновидящего Эдгара Кейси, — современника Рерихов. Все, что предсказывали они, совпадало с ее детскими снами, предчувствиями и предвидениями ее детских лет.

Но в ее видениях были не только грозные и тревожные сюжеты. В одном из своих “апокалиптических” снов на фоне бурного, темного моря, угрожающего залить всю землю своими волнами, девочка увидела Светлого Старца, спешащего к ней на помощь. Позднее она узнала, что это был Святой Сергий Радонежский — заступник и Спаситель всей Руси. С ранних лет в сознании девочки появилась мысль о том, что где-то на земле есть Учитель Света и Знания. Все ее существо потянулось к нему, ей захотелось встретиться с Ним, увидеть Его воочию, узнать от Него ответы на вопросы, на которые никто из обычных людей не мог ответить ей…

Но время шло своим чередом. Девочка выросла и превратилась в очаровательную барышню — одну из первых красавиц столичного Санкт-Петербурга. Она увлекалась искусством и философией, делала необычные успехи в музыке: лучшие преподаватели Петербурга прочили ей будущее блестящей пианистки. Многие богатые молодые люди из знатных семей добивались ее руки. Однако ни внешний блеск светской жизни, ни роскошь и богатство не могли заслонить мир нездешних, духовных видений и образов, живших в ее душе. Елена не принимала предложений женихов-миллионеров, чувствуя их внутреннюю пустоту. Ей не хотелось беспечных развлечений светской жизни, ей хотелось духовного знания. Ее мать не понимала высокой духовности дочери, ее тяги к познанию и подлинному служению стране и обществу. Отец Елены к тому времени уже умер… И был лишь один человек в тогдашнем Санкт-Петербурге, чьи духовные стремления, талант и ум оказались родственными ее интересам и надеждам. Этим человеком оказался молодой, но уже известный художник, археолог, педагог, культурный и общественный деятель Николай Константинович Рерих.

В 1901 году Елена Ивановна стала его женой.

Интерес к духовному самопознанию, стремление к самосовершенствованию, свойственные молодым людям, не могли не привести их к изучению эзотерической философии Востока, к которой обращалось не одно поколение людей, ищущих подлинной мудрости. Передовая наука уже при жизни Рерихов заговорила о том же, о чем учила и философия Востока, — об иных мирах и состояниях материи, о сложной, многомерной природе человека. По всей Европе и Америке создавались общества психических исследований, серьезные ученые изучали различные спиритуалистические, и, как тогда говорили, оккультные феномены. Елена и Николай Рерихи живо интересовались всем, что имело отношение к миру духовному, тем более, что этот мир начал проявляться в их собственной жизни с ранних лет. Однако по природе своей они были реалистами. Изучая эзотерическую философию, они всегда относились к ее утверждениям объективно и критически, предпочитая доверять лишь подтвержденным жизнью фактам. В одной из статей Н. К. Рериха были такие строки: “Уже не смеемся, а только не доверяем перевоплощению. С недоумением подбираем “странные” случаи. Иногда страшимся их. Уже не бросаем в кучу огулом. То, что четверть века назад было смешно, теперь наполняется особым значением”.

Особое значение эзотерической философии стало очевидным для Рерихов потому, что сама их жизнь подтверждала правоту эзотеризма многими конкретными фактами. К этим фактам относились и необычные способности Елены Ивановны Рерих, ее пророческий дар и интуитивное знание о многом, неизвестном большинству людей, но подтверждаемом философскими источниками.

Путь в Беспредельность

Эзотерические учения Востока утверждают, что человек приходит в этот мир не один раз, что дух его вечен и бессмертен. Умирает лишь физическое тело, и, сбросив его как старую одежду, душа человека переходит на другой план существования, чтобы затем вновь вернуться на землю в новом физическом теле. Цепь реинкарнаций, или перевоплощений, нужна человеку как непременное условие его духовной эволюции. В течение многих воплощений душа человека накапливает знания и творческие способности, которые сохраняются и в последующих жизнях индивида. Духовные, психические, интеллектуальные и моральные качества человек не столько получает от своих родителей, сколько приносит с собой из прошлых жизней. Это касалось и необычной способности ясновидения, свойственной Елене Рерих с детства. Целью долгого пути перевоплощений, проходимого каждой душой, является превращение обычного, несовершенного человека в человека Совершенного, или Богочеловека. Именно об этой далекой и прекрасной цели сказал Иисус своим ученикам: “Вы — боги!”

Путь совершенствования долог и сложен, — это известно всем, кто решал пойти по этому пути. Может ли кто-нибудь помочь тем, кто решил встать на этот путь? Помимо обычных земных наставников, на Земле существует мировое Братство духовных Учителей – мудрецов и духовных подвижников, несущих духовную помощь всему человечеству. Именно они, прошедшие путь космической эволюции от человека к богочеловеку, стоят у начала всех мировых духовно-нравственных, философских и религиозных учений, являющихся основой любого пути к самосовершенствованию, которым шли, идут и будут идти миллионы людей. Завершившие путь своей земной эволюции, опередившие человечество в духовном и интеллектуальном развитии, эти адепты древнего знания посвятили свои последующие воплощения на земном плане служению людям, ускорению их духовного развития. В древних философских трактатах их называли Великими Учителями человечества, Иерархией Светлых сил, Белым Братством. В народе их именовали святыми заступниками и Махатмами – “Великими Душами”. С самых ранних времен существования человечество знало об этих высших помощниках и Хранителях, незримо руководящих духовным развитием людей.

Кем же был Светлый Учитель детских снов и видений Елены Рерих? Конечно, он был одним из тех великих духовных подвижников, имена которых эзотерическая традиция связывала с загадочной духовной обителью — Шамбалой, скрытой от глаз непосвященных на Востоке, в неприступных районах самых высоких гор мира — Гималаев. Елена Ивановна Рерих узнала о существовании Учителей не из книг, а благодаря своим духовным прозрениям. Лишь позднее она получила подтверждение своему интуитивному знанию из различных философских источников.

Было ли это знание случайным? Или оно несло в себе особый смысл?

Все, что было связано с учителями Шамбалы, всегда имело особый смысл и назначение. Великие Учителя Мудрости имели не так уж много учеников — слишком трудны были условия духовной дисциплины, необходимой для того, чтобы стать их подлинными учениками и сотрудниками. Но зато те немногие, кто удостаивался их доверия, получали от своих учителей столь мощный духовный импульс, что он запечатлевался в их душе навсегда, на многие последующие жизни. В будущих воплощениях этот импульс проявлялся в сознании учеников Шамбалы как жажда высшего, духовного знания, как стремление к самосовершенствованию и интуитивное знание о существовании Учителей. Так было и с Е. И. Рерих и ее супругом, Н. К. Рерихом. Бывшие учениками духовных Учителей Шамбалы во многих прежних жизнях, они хранили интуитивное знание о существовании Белого Братства с самых ранних лет.

Удивительные видения Е. И. Рерих были результатом ее глубокой духовной связи с бесконечно любимыми ею наставниками и руководителями. Фактически, эти видения были началом духовного Общения с Учителями Шамбалы, благодаря которому Рерихи впоследствии смогли передать нашему миру уникальные духовные знания Востока.

Матерь Агни Йоги

Если Е. П. Блаватская принесла миру учение теософии, то Е. И. Рерих стала человеком, взявшим на себя основную работу по записи и составлению учения Агни Йоги, или Живой Этики. Этой огромной духовной и интеллектуальной работе способствовал дар ясновидения и яснослышания, которым она обладала с детства. Основная часть текстов нового философского учения была записана Еленой Ивановной благодаря телепатическим беседам с Учителем, не покидавшим своей загадочной обители и в то же время свободно общавшимся со своими учениками, где бы они не находились в этот момент — России, Америке, Индии или Тибете. Разумеется, для того, чтобы быть сотрудником и учеником Великих Учителей, надо было обладать многими необычными способностями и нравственными качествами — высокой духовностью, бесстрашием, ясным, дисциплинированным мышлением, огромным интеллектом, пламенной волей. Ведь передача Рерихам нового учения происходила отнюдь не в спокойной кабинетной обстановке, в которой рождается большинство теорий и учений на Земле. Запись учения и телепатические беседы с Учителем велись Е. И. Рерих на протяжении многих лет, с 1920 по 1955 год, вплоть до самого ее ухода с земного плана. Все эти годы жизни Рерихов были наполнены путешествиями по всему миру, активнейшей культурно-просветительской деятельностью, многолетними научными экспедициями по самым опасным, труднопроходимым районам горного Тибета. Материал, собранный Рерихами в этих экспедициях, был уникален по своему разнообразию и научной ценности. Однако условия, с которыми пришлось сталкиваться участникам экспедиций, были невероятно трудны. На своих маршрутах экспедиция Рериха постоянно встречала серьезные опасности и реальные угрозы для жизни ее участников. Это было связано не только с труднодоступными природными условиями высокогорья, которые несли угрозу жизни и здоровью человека сами по себе. Экспедицию много раз пытались погубить ее тайные и могущественные враги, — в первую очередь, английская разведка, боявшаяся влияния Рерихов в Тибете. Она мешала продвижению экспедиции всеми возможными средствами — от скрытых провокаций до открытых перестрелок с ее участниками. И среди всех этих приключений, трудностей и опасностей Е. И. Рерих, помимо своих обычных экспедиционных обязанностей, находила время и силы заниматься сложнейшей, требующей напряжения всех духовных и психических сил работой по телепатическому приему текстов учения Живой Этики. Но и это еще не исчерпывало той величайшей духовной цели, ради выполнения которой она пришла в этот мир.

Свет Фаворский

Миссия, сужденная Елене Ивановне Рерих, состояла не только в том, чтобы принять от Учителей Шамбалы и передать миру новое духовно-философское учение, но и в том, чтобы применить изложенные в нем знания на практике. Прежде всего это касалось учения йоги о духовной эволюции и методах совершенствования психоэнергетической природы человека.

Согласно учению йоги, духовный потенциал и высшие психические способности человека определяются уровнем раскрытия высших центров сознания, называемых в традиции йоги чакрами. Данные центры в полном смысле слова являются генераторами высшего вида энергии, присутствующей в человеческом организме – психической энергии. Расположенные в тонких телах человека, они проецируются на важнейшие органы и нервные сплетения физического тела.

У обычных людей психоэнергетический потенциал высших центров сознания в течение всей жизни остается в латентном, спящем состоянии. Между тем, высшие духовно-психические способности, называемые современной наукой парапсихологическими — ясновидение, яснослышание, левитация, способности к биоэнергетическому, духовному целительству и т.п.,— достигаются приведением в действие энергетики высших центров. Степень раскрытия высших чакр определяет и общий духовно-интеллектуальный и творческий уровень развития человека. Таким образом, будущая духовная эволюция человечества неразрывно связана с проблемой раскрытия психодуховного потенциала высших центров сознания. Именно поэтому учение о чакрах не могло не быть затронуто в учении Живой Этики, всесторонне освещающей проблемы духовного развития человека.

Полное раскрытие и, особенно, трансмутация энергетического потенциала чакр может происходить только в результате специальной духовной практики, совершаемой под руководством опытного Учителя-Адепта. Частичное открытие высших центров, в отличие от трансмутации, может происходить и естественным путем, в результате напряженной творческой работы, — но лишь в случае, если духовные накопления индивида, сделанные им на протяжении многих перевоплощений, были достаточно велики.

Интересно, что лев Толстой, вообще вряд ли знавший о существовании чакр, в зрелом возрасте говорил, что почувствовал свет, идущий у него из головы. Именно так проявляет себя энергетика приоткрытых высших центров сознания. Высшие энергии, излучаемые открытыми центрами, назывались монахами-исихастами “Светом Фаворским”, потому что в действительности были светоносными. В истории сохранились удивительные свидетельства о том, что когда Франциск Ассизский молился в своем монастыре, по всей округе среди ночи разливалось сияние. Однажды купцы, остановившиеся на постоялом дворе, находившемся близ монастыря, проснулись среди ночи из-за сильного сияния и, решив, что уже наступил рассвет, начали нагружать товарами вьючных животных, собираясь в путь. И только, отойдя от гостиницы на приличное расстояние, они поняли, что разбудившее их сияние не было рассветом: их вновь окружила темнота ночи, до утра было довольно долго, и купцам пришлось вернуться назад в гостиницу. Наутро местные жители объяснили им причину необычного явления, виденного ими среди ночи.

Энергетика открытых центров способна проявлять себя не только в различных психических феноменах типа ясновидения, яснослышания или целительства. Открытые высшие центры человека имеют столь мощный потенциал, что способны с его помощью влиять на состояние природных стихий. Выдающиеся подвижники многих стран не раз применяли в жизни свойственный им особый психоэнергетический потенциал, чтобы помочь своим соотечественникам. История знает много примеров, когда великие святые спасали своим заступничеством целые города от стихийных бедствий и “мора”, т.е. эпидемических болезней. Древнерусская пословица “Нет граду стояния хотя бы без одного праведника” свидетельствует о том, что с древних пор люди знали о целительной силе Праведности, т.е. высокого духовно-нравственного уровня развития. В этом не было ничего удивительного, если учесть тот факт, что сознание человека с открытыми высшими центрами генерирует волны и лучи особой силы, способные сочетаться с высшими пространственными космическими энергиями и, привлекая их на земной план, воздействовать с их помощью на состояние природных стихий. Таким образом, сопричастное высшему космическому бытию сознание человека способно было не только предвидеть события будущего, но и менять их течение во благо людям.

О творческой силе открытых высших центров знали и йогины Востока, и святые Запада. Знали о них и духовные подвижники России. Что означает название известной иконы — “Спас в Силах”? О каких Силах идет здесь речь? Конечно же, имелись в виду высшие Силы святых — силы открытых центров. Именно эти силы, излучаемые сознанием Христа и, в меньшей степени — сознанием великих подвижников последующих эпох, могли излучать “благодать Божью” — высшие космические энергии — на огромные пространства, оберегая целые округи от засух и неурожаев, болезней и войн, благотворно влияя на душевное состояние людей.

О некоторых аспектах чакрамной энергетики как высшего психодуховного потенциала человека в “Письмах” Е. И. Рерих говорится: “Главных центров семь, и они отвечают семи принципам человека. Но для завершения человек должен возжечь в себе все 49 огней, которые заключают в себе огни всех центров и их разветвлений.

В Агни Йоге упомянут 21 (центр), ибо открытие и трансмутация 21 центра влечет за собою возгорание и остальных, ибо многие центры имеют двойные разветвления. Для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо просто открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. Но вообще без участия Учителя недоступно правильное открытие центров. При этом я подразумеваю Высшего Учителя, ибо лишь такой Учитель может знать истинное состояние нашего организма во всех его оболочках и может регулировать давление крови, столь опасное при открытии центров, не говоря уже при огненной трансмутации их. Потому в книгах Учения прежде всего устанавливается длительная подготовка организма, именно, физическая и духовная профилактика. Совершенно необходимо очищение мышления и сердца затем следует расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца, ибо сердце, как синтетический орган, может дать нам то духовное развитие, при котором может начаться не только открытие центров, но мы сможем обратить на себя внимание Великого Учителя, который и примет нас под свое наблюдение и допустит даже до следующей ступени, до огненной трансмутации центров, если духовность наша позволит этот опаснейший опыт. Без наличия очищенной духовности мы можем проделать все существующие упражнения для развития нервных центров, но, в лучшем случае, достигнем лишь жалкого психизма или же разовьем медиумизм, если он был у нам в спящем состоянии,и, таким образом, легко может стать добычею любого одержателя.

Вы хотите знать, где помещаются центры. Принято перечислять семь главных чакр. 1. Муладхара-Кундалини, помещающийся у основания спинного хребта. 2. Свадиштхана-чакра (в современно транскрипции — Свадхистана-чакра. — Авт.) — в животе, между основанием спинного хребта и пупком. 3. Манипура-чакра, или солнечное сплетение. 4. Анахата-чакра, или центр чаши. 5. Вишуддхи-чакра, или центр гортани. 6. Аджна-чакра, или третий глаз. 7. Брамарандра-чакра, или центр колокола в темени. Но, конечно, в одном мозгу их гораздо больше. Редко когда перечисляются центры оплечий. Скул, легких, запястий, почек и т.д.

Много разногласий даже в индусской литературе о том, где помещается третий глаз. Одни помещают его в шишковидную железу, другие в плексус соларис* и т.д. На личном опыте скажу, что когда наступает настоящее

*Плексус соларис – центр солнечного сплетения. – Прим. ред.

ясновидение, то чаще видишь центром колокола. Можно видеть центром солнечного сплетения и можно даже сказать, что каждый центр видит. Можно видеть внутренность своего организма. И все это возможно при достаточном накоплении духовности и при особых условиях праны и высот.

На древнейших изображениях Матери Мира (по-тибетски Многоокая Дуккар) аура ее состоит из глаз. Каждый луч оканчивается глазом. Так древние знали многое, скрытое сейчас для нас.

Также среди Великих Учителей ценится особенно проявление глаза Дангмы*

* Как поясняла Е. И. Рерих в одном из писем, “Дангма” по-тибетски означает “очищенная душа”. — Прим. ред.

что не есть ясновидение, как оно понимается, но выражение чувствознания, накопленного в “чаше” на протяжении тысячелетних жизненных опытов и самоотверженных жизней, устремленных к одной цели, к достижению своего великого назначения стать полным Архатом, или Богочеловеком”. (Из письма Е. И. Рерих от 12. 04.35. – В кн.: Е. И. Рерих. “Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги”. М, “РИПОЛ Классик”, 2002.)

Именно эта цель — достижение истинного духовного совершенства — и была главным назначением “Огненного опыта”. К этой цели устремлял Христос своих учеников, говоря: “Совершенствуйтесь непрестанно, как совершенен Отец Ваш Небесный”.

Однако жизнь носителей открытых центров и высшей энергетики, излучаемой ими, всегда была неизмеримо труднее, чем жизнь обычных людей. Сопричастность высшим энергиям Космоса делала организм подвижников необыкновенно утонченным и уязвимым для грубых и низковибрационных энергий земного плана. Психическая атмосфера земных городов и людских поселений сильно отличалась от чистых, мощных, высоковибрационных энергий высших планов пространства. “Низводящим” светлые энергии на землю подвижникам поневоле приходилось принимать на себя всю тяжесть несовершенных земных условий, морального и духовного несовершенства большинства людей. Несоответствие между грубой “земной” энергетикой и высшими токами пространства отражалось на чувствительном организме высокодуховных людей — и прежде всего, на состоянии их высших центров — особыми нервными и физиологическими расстройствами, еще в древности получившими название “священных болей”. Эти боли и особые болезни были неизбежной платой за духовность среди всеобщего низкого уровня развития, за стремление к высшим знаниям и к совершенству.

Огненный Опыт

Проблема раскрытия психоэнергетического потенциала высших центров сознания рассматривается в Агни Йоге не только в связи с духовной эволюцией человечества. Как говорится в Живой Этике, столь важный фактор, как состояние здоровья всего социума, имеет прямую связь с уровнем его духовно-нравственного и психического развития. Состояние высших центров сознания человека определяет не только духовные, но и чисто физические условия его существования.

По мнению авторов Агни Йоги, изменение космопространственной энергетики, которое ожидается на Земле в ближайшем будущем, в первую очередь отразится именно на невидимой психоэнергетической структуре человеческого организма. Н. К. Рерих, рассматривая в своих работах наиболее актуальные проблемы Агни Йоги, писал, приводя выдержки из текстов Учения: “Говоря о приближающихся воздействиях космических энергий, Йога предупреждает об особенностях ближайшего будущего; Йога обращается к врачу так:

“Скажите врачу: можешь изучать феномены возгорания огней*.

*“Огнями” в учениях йоги называются чакры. — Прим. ред.

Тем более это явление важно, что при развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые будут относиться невежественной наукой к самым несоответственным заболеваниям. Потому своевременно сказать о наблюдениях за огнями жизни. Советуя не откладывать, ибо нужно пояснить миру явления реальности и общности бытия. Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий. Эти знаки, видимые для немногих, составляют основу жизни, проникая во все построения. Только слепой не заметит, как наполняется жизнь новыми понятиями. Потому следует созвать ученых для освещения очевидности. Врач, не упусти!"

Исследование тонкоэнергетического потенциала человеческого организма авторы Агни Йоги считали жизненно важной задачей современной науки. Указанная Агни Йогой проблема нашла отражение в современных научных исследованиях. Ряд современных ученых подтвердил существование в человеческом организме вихревых тонкоматериальных генераторов высших энергий. Сверхчувствительная аппаратура, а в ряде случаев — и обычная фотопленка смогли заснять излучения высших чакр, получив тем самым видимые доказательства их существования.

Изучавшие энергетическую структуру организма ученые сделали вывод о том, что чакры тесно связаны с энергетическими меридианами человеческого тела, используемыми в рефлексотерапии. Различные аспекты деятельности чакр изучала и известная во всем мире нейропсихиатр Шафика Карагулла, и многие другие нейрохирурги, психологи и парапсихологи.

Задача Е. И. Рерих, как первоисследовательницы данной проблемы, состояла не только в том, чтобы собрать, систематизировать и прокомментировать весь научный материал, накопленный по этому поводу Адептами эзотерического знания, но и в том, чтобы применить эти знания в практике собственного духовного опыта. Уникальный эксперимент, состоявший в открытии высших центров сознания самой Е. И. Рерих, был назван ее Учителями Шамбалы Огненным Опытом.

Что представлял собой этот эксперимент? Любому человеку, мало-мальски знакомому с основами эзотерической философии, известно, что основа йогической психотехники состоит в активизации силы Кундалини и открытии высших центров сознания. Считается, что когда спиралевидная сила Кундалини, продвигаясь вверх по позвоночному столбу, достигает высших чакр, открывая их, человек приобретает высшие психодуховные способности и достигает духовной самореализации. Однако опыт Е. И. Рерих ни по форме, ни по содержанию не был простым повторением классической психотехники йоги. Ее задача была гораздо сложнее, а эксперимент, проводимый ею под руководством Учителей, уникален и не пройден никем из людей.

В отличие от йогов и подвижников прежних эпох, Огненный Опыт Е. И. Рерих происходил среди обычных жизненных условий, а не в отшельничестве. Более того – она должна была привести в действие потенциал всех высших центров своего организма в сложнейших условиях трансгималайской экспедиции. Конечно, самые ответственные моменты открытия и трансмутации центров были пройдены ею в более-менее чистой природной обстановке, в горах Тибета во время трансгималайской экспедиции Рерихов. Но все же это были обычные жизненные условия, а не отшельничество, считавшееся обязательным для подобного духовного опыта в прежние эпохи.

Опыт по открытию и трансформации высших центров сознания, проводимый Е. И. Рерих, был не только опасным для жизни, но и мучительным. Высоковибрационная энергетика высших центров не соответствовала низковибрационной энергетике окружающего пространства. Зараженная негативными мыслеизлучениями большей части человечества аура Земли всегда препятствовала духовному опыту выдающихся подвижников всех времен и народов нашей планеты. Нервные сплетения, соответствующие тонкоматериальным центрам, отзывались на это энергетическое несоответствие сильнейшими болями. Это явление было хорошо известно подвижникам прежних эпох. В древности оно получило название “священных болей”.

Боли, которые Елена Ивановна испытывала при открытии и трансмутации высших центров, были такими, что подчас она теряла сознание.

Но главная опасность исходила даже не от “священных болей”, преследовавших Е. И. Рерих на протяжении всего Огненного Опыта, а от угрозы пожара центров. Огонь высших энергий, излучаемых центрами, грозил вырваться из-под контроля и своим непомерным напряжением испепелить материальную оболочку центров. Несколько раз жизнь Е. И. Рерих была в опасности: из-за неблагоприятных психоэнергетических условий и астральных нападений ей угрожало всеобщее воспламенение центров и гибель, т. к. физический организм не смог бы справиться с подобным энергетическим перенапряжением. Спонтанные возгорания центров, угрожавшие организму гибелью, были остановлены только известным в йоге “охлаждающим лучом” – направленным энергетическим воздействием Учителя. Отмечая опасность проводимого ею и Учителями эксперимента и подчеркивая роль своих духовных руководителей в Огненном Опыте, Е. И. Рерих писала: “Неоднократно я была спасена Ими (т.е. Учителями. — Н. К.) от общего возгорания центров, или от “огненной смерти”, от которой в свое время погибли некоторые монахи и монахини”.

О том, что испытывала во время этого сложнейшего эксперимента Елена Ивановна, отдаленно можно понять из ее дневниковых записей, в котором были отражены основные этапы этого уникального эксперимента, и из некоторых ее писем друзьям, которые, зная об опасности и сложности “Огненного опыта”, беспокоились о ее самочувствии. Отвечая на вопросы сотрудников, в своих письмах Е. И. Рерих писала: “… Теперь о моем заболевании. Конечно, оно имеет основу в очередном возгорании группы центров. … Воспаление центра вагуса — очень опасное явление из-за близости его к сердцу, но сила огня была ослаблена действием солнечного сплетения, принявшего на себя часть огня. Но все же пришлось прибегнуть к рефлекторному воспалению нервных стволов, проходящих вдоль ребер, и вызвать заболевание, называемое врачами herpes, но местное определение его — “укус кобры” — гораздо лучше передает смысл болезни. И сейчас, хотя главная боль от воспаления вагуса оставила меня, боли, связанные с herpes, еще продолжаются”.

“…Много разных болей пришлось испытать в связи с раскрытием и воспламенением того или иного центра, но одно из самых мучительных — это воспламенение центра легких. Боль настолько сильна, что не знаешь, какое положение принять. Лежать невозможно, и малейшее движение вызывает невольный крик. Однажды такая боль продолжалась три недели, было очень трудно. … Сейчас мое слабое место — сердце, оно немного пострадало при огненном опыте, особенно после происходящего общего возгорания центров, которое случилось у меня на высоте Тибета из-за отравления аргальным дымом, которым наполнена была стоянка местечка Нагчу. Я была спасена лучом Великого Владыки, но горение было ужасное. … Там же случилось и второе возгорание, но менее сильное. Достаточно сказать, что при температуре от 15-20 градусов Реомюра в неотапливаемом помещении я лежала в одной рубашке и едва переносила простыню на ногах; шея, грудь, руки до плеч были обнажены. Да и весь 29-30 г. с весны до самой зимы я спала на мешках, наполненных ледяною водою, а у кровати моей стояли лохани, наполненные снегом, чтобы я могла охлаждать ноги и руки. В те дни мои милые русские девочки, убирая мою комнату и постилая постель, постоянно получали сильные электрические разряды от моих вещей. Когда же я сама прикасалась к своим носильным вещам, то получались сильные вспышки сине-серебряного или лилово-серебряного огня. Конечно, этот огонь был виден окружающим. Истинно, сон Валькирии, окруженной огнем, не сказка. Не описать в письме всех огненных явлений, но имеются десятки тетрадей и записями этого опыта”. (Из письма Е. И. Рерих от 12.07.38. – В кн.: Е. И. Рерих. “Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги”. М, “РИПОЛ Классик”, 2002.)

Уникальность “Огненного опыта” Е. И. Рерих состояла в том, что в задачу проводимого ею и Учителями Шамбалы эксперимента входило не только раскрытие энергетического потенциала чакр в условиях обычной земной жизни (что само по себе представляло собой редчайшее достижение), но и полная трансмутация их. Раскрытие центров и их трансмутация — это не одно и то же. Фактически, эти процессы представляют собой разные степени овладения человеком психодуховным и энергетическим потенциалом собственного организма. Духовные и психические способности, обретаемые в результате данных процессов, превращали адепта йоги в Архата – индивида, стоящего на более высокой ступени космической эволюции, чем человечество нашей эпохи.

В чем состояло общечеловеческое значение этого сложного и опасного эксперимента, помимо необычных духовных способностей и космического уровня развития сознания, достигнутых Е. И. Рерих благодаря ему?

Этот эксперимент был как бы прообразом будущей духовной эволюции всего человечества, т.к. высшие духовные способности, которыми должны будут обладать люди новых, более совершенных в духовном отношении рас, могут быть приобретены лишь с помощью активизации энергетического высших центров сознания. В этом смысле Е. И. Рерих была первопроходцем, на своем личном опыте показавшим будущим поколениям весь путь духовной самореализации – и притом не в отшельничестве, а в обычной жизни.

Опыт сотрудницы Великих Учителей имел не только духовное, но и медицинское значение. Мы уже приводили слова Учителей Шамбалы о том, что с течением времени “при развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые будут относиться невежественной наукой к самым несоответственным заболеваниям”. Эти симптомы, конечно же, будут связаны с непроизвольным пробуждением высших центров сознания под действием новых космических энергий. Физические симптомы пробуждения центров были отмечены и описаны Е. И. Рерих во время ее Огненного Опыта. Как писала в письме от 12 июля 1938 г. Елена Ивановна, “пусть эти краткие описания послужат вехами”.

Планетарное значение Огненного Опыта состояло и в том, что его энергоинформационное содержание, навсегда запечатленное в свитках Акаши*,

* Акаша – тонкоматериальное энергоинформационное пространство Земли, сохраняющее информацию обо всех событиях земной истории, а также научных и культурных достижениях цивилизации. Последняя способность “Памяти Природы”, как еще называется Акаша, служит основой прогресса будущих поколений, в данном аспекте сближая понятие Акаши с понятием ноосферы, или “сфера разума”, В. И. Вернадского. – Прим. авт.

сформировало в ауре нашей планеты новое культурное пространство – то самое, в котором предстоит развиваться будущей эволюции человечества. Как уже говорилось, огненные энергии Космоса могли бы оказаться смертельными для людей, духовно неподготовленных и, следовательно, неспособных их ассимилировать. Опыт Е. И. Рерих и переданное ею всему миру Учение Живой Этики дали человечеству знания о том, что представляет собой новая космическая энергетика, каким образом она способна воздействовать на сознание и организм человека и, самое главное, – в чем должен заключаться путь принятия и творческого освоения этой космической силы, путь духовной подготовки человечества к наступлению новых космических условий на планете. Само учение Агни Йоги представляло собой ту духовную и интеллектуальную основу, восприняв которую, сознание человека оказывалось духовно подготовленным к грядущим природно-космическим изменениям, наступление которых предсказывалось ясновидящими и пророками всех времен. О важнейшей миссии, выполненной сотрудницей Белого Братства, и о поистине мировом значении переданных ею человечеству знаний Учитель сказал позднее, уже после смерти Е. И. Рерих, Б. Н. Абрамову: “Являть собою Истину Учения Жизни может только дух очень высокий. Матерь Агни Йоги являла собою синтез Учения. Нет ошибок и нет искажений в том, что в Моих Лучах писалось ее рукою. Дух, Мне ближайший, приняла она на себя всю тягость провозвестия Нового Учения, старого как мир, но облеченного в новую форму и дополненного тем, что из Сокровенного Знания должно и можно было выдать человечеству на данной степени его эволюции. Этот великий труд совершался параллельно с раскрытием в ней огненных центров. Раскрытие центров и самоотверженное предоставление себя на испытание пространственному огню представляет собою подвиг, вся глубина и величие значения которого не понимаются человечеством. Собою явила она сущность того преображения, которое суждено и которого достигнут люди в будущем. Мечтают люди о приобретении различных способностей, желают утверждения различных сиддхи*, но не знают и не подозревают мечтатели, через какие трудности, испытания и чисто физические страдания и боли надо пройти, чтобы желаемое состоялось. А когда загораются центры и необычайно обостряются чуткость и восприимчивость организма, общение даже с близкими людьми становится тоже своего рода испытанием, после которого тело болеет. Ей угрожала огненная смерть, когда была она на высотах, и только заботою Ведущего Иерарха и тем, что в этот момент находилась она на высотах, была она спасена. Соединение пространственного огня с огнями зажженных центров — явление настолько редкое и настолько трудное при настоящих условиях планеты и ее человечества и зараженности ауры больной планеты, что описать для незнающих все величие подвига Матери Огненной Йоги не представляется даже возможным. В веках, когда Учение Жизни дойдет до сознания многих и наука об огненных центрах человека получит признание, подвиг Матери Агни Йоги будет оценен по справедливости. И возвышено будет имя ее человечеством. Каждое слово Учения было написано ее собственной рукой …”. (“Грани Агни Йоги”, т .10, 500.)

* Сиддхи (санскр.) — паранормальные способности, такие, как левитация, ясновидение, яснослышание и т.п. – Прим. ред.

Высшие психодуховные способности, приобретенные Е. И. Рерих благодаря Огненному Опыту, дали ей возможность участвовать в космической работе Учителей Шамбалы на благо всей планеты. Эта работа, осуществляющаяся Архатами Белого Братства как физическом, так и на духовном планах бытия, была неразрывно связана с редчайшей духовной способностью, называемой в Агни Йоге делимостью духа и заключающейся в творческой деятельности сознания человека на разных планах бытия, причем иногда – в одной и то же время. Объясняя суть этой способности, Е. И. Рерих писала, что в течение своей земной жизни умственно развитый человек живет и действует на двух и даже трех (физический, астральный, ментальный) планах бытия, и каждому плану соответствует своя оболочка (или тело). Тонкие тела развитого в духовном плане человека могут действовать на высших планах бытия независимо от его обычного, “земного” сознания. При этом обычное сознание получает лишь частичную информацию о деятельности высшего, духовного “Я” индивида на высших планах существования. Это связано с тонкостью и силой вибраций, испытываемых духовным сознанием человека в высших сферах пространства. Как писала Елена Ивановна, “…та оболочка, в которой человек действует на плане высшем, получает и соответствующие восприятия, но, в силу тонкости тех вибраций, восприятия эти лишь в редких случаях могут быть запечатлены на грубом физическом мозгу, ибо иначе мозг не выдержал бы”. (Из письма Е. И. Рерих от 19.06.37.)

Подобный высочайший уровень духовной работы постоянно осуществлялся Е. И. Рерих в ее сотрудничестве с Белым Братством. Сознанию Е. И. Рерих была открыта иная, сверхчеловеческая, космическая ступень развития, следствием которой стало и космическое по своим масштабам и значению сотрудничество с духовными Учителями человечества. Отдельные, очень краткие сведения о сути работы Е. И. Рерих на духовном плане мы находим на страницах ее писем ближайшим друзьям и последователям: “Конечно, мое Космическое Сотрудничество страстно утомляет меня. Но радостно сознавать, что можно оказать помощь нашей Земле. Много энергии, сил уходит на сдерживание разбушевавшихся стихий и на локализацию их в стороне от местностей, наиболее охраняемых. Также и ассимиляция новых Лучей и в их новой комбинации тоже не происходит легко. И слабость, и боль в моих ногах являются свидетелями таких тяжких ассимиляций. Но и это входит и в Служение, и в вооружение. Новые Лучи, ассимилированные определенными духами на Земле, дают возможность пользоваться этими Лучами и постепенно прививать их нашим землянам с большей пользою для них”. (Из письма от 05.08.53. – В кн.: Е. И. Рерих. “Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги”. М, “РИПОЛ Классик”, 2002.)

“(…) Должна признаться — мне трудно, порой очень, очень трудно от напряжения не только от тяжких смешанных космических и земных токов, но и от участия в Космическом Сотрудничестве, которое возможно только при достижении известных степеней духовного продвижения, и потому оно крайне редко доступно, и участников в таком сотрудничестве у В[еликого] Вл[адыки] немного. Работы же — бесконечность, и бывают фазы ее крайне неотложные, и тогда происходит двойное и тройное напряжение всех центров организма”. (Из письма от 28.11.50.)

“Но должна сказать — мне трудно оявляться с людьми из-за полной оторванности от земного притяжения, ибо порой, как говорит Вел[икий] Вл[адыка], лишь одна десятая моего существа участвует на земном выявлении. Если скажу, что принимаю участие в битвах с лучами появившегося на горизонте Светила, крайне ядовитого и опасного для нашей Земли, ход которого необходимо отодвинуть от орбиты нашей планеты, не покажется ли это страшной самонадеянностью и просто наглостью и, прежде всего, небылицей? Вы спросите, как я знаю это? Конечно, благодаря Вел[икому] Вл[адыке] мне дают пояснения непонятных видений и разных трудных переживаний в связи с ними.

Так, недавно, уже в постели, я увидела на горизонте новое, ярко горевшее (как солнце) светило, конечно, не видимое земным зрением, и мне стало тяжко от прекрасного света, но я не поняла, что это и было светило, против которого действовала и моя магнитная сила. Для этого потребовалось пояснение В[еликого] Вл[адыки]. Если довести до земного сознания Сотрудничество Космическое, то счет дней земного существования стал бы краток. Вибрации Космического Сотрудничества настолько разнятся от земных, что они не могут быть восприняты нашим физическим мозгом без его разрушения. С такими земными ограничениями нужно примириться”. (Из письма от 26.10.50. – В кн.: Е. И. Рерих. “Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги”. М, “РИПОЛ Классик”, 2002.)

Конечно, главные вехи космического сотрудничества Е. И. Рерих были отражены ею не в письмах, а в записях Огненного Опыта* и Учения, полученного ею от Великого Учителя – Руководителя Белого Братства. Большая часть материалов архива Е. И. Рерих еще не опубликована. Еще больше знаний, которыми обладала она, не предназначалось для публикации. Она опередила свое время слишком намного… В “Гранях Агни Йоги о значении ее сотрудничества с Учителями сказано: “Среди духов, близко стоящих к Фокусу Единого Света, Она является одной из наиболее близких. Посланница Наша и Доверенная — миссия жизни Ее была велика. Выполнена была полностью задача, поставленная перед Нею. Но далеко не все, что прошло через Ее руки, увидело свет в виде печатных изданий. Многое знала, больше, чем кто-либо из почитающих себя знающими. Редчайший приемник Огня и передатчик Учения Жизни. Открытые центры — вообще явление, редкое среди людей. Но степень открытости Ее центров, их характер и напряжение не превзойдены никем из землян. Потому, по решению Нашему, именуется Она Матерью Агни Йоги. И то, что Нами Дано и прошло через приемник Ее сознания, на многие века будет служить духовною пищей человечеству. Глубины Учения Жизни настолько велики, что исчерпать их содержание при современном сознании людей невозможно. Потребуются долгие годы роста сознания и эволюции духа, чтобы понять те Истины, которые легли в основу Учения Живой Этики. Вся жизнь Ее была самоотверженным Служением Свету. Такое Служение Мы Называем Великим. Полагают, что раскрытие сокровенных способностей человека — ясновидения, яснослышания и всех прочих ясночувств — легко, радостно и просто, но не знают того, какой труд и сверхчеловеческое напряжение были явлены Ею, а сколько битв и сколько побед было на Ее пути, не думают о том, через какие боли и страдания надо было Ей пройти, отдавая себя на испытание пространственному Огню. Огненная смерть угрожала Великой Матери на высотах. Какая сила духа потребовалась на то, чтобы выдержать все. Забывают о том, что Ей пришлось жить среди людей, и с ними общаться, и открытыми центрами воспринимать ядовитое дыхание ветхого мира. Как часто болела Она от соприкосновения даже с близкими Ей сознаниями. Испитие Чаши яда земного для духов высоких является одним из труднейших испытаний. Теплоту Ее сердца и радость, которую Она давала людям, знают хорошо те, кто их ощутил на себе. За тысячи километров, пронзая пространство, огненные токи Ее сердца касались тех, к кому были устремлены. Поистине можно сказать, что среди землян представляла Она собою явление высочайшее. И те, кто духом близко с нею соприкасался, знают, что никого среди миллионов людей им не найти, кто был бы Ей равен по степени высоты духа и раскрытию его сокровеннейших сил и способностей. Любимая Дочерь Моя запечатлела Учение Наше, данное людям на долгие, долгие годы. И только в грядущих веках поймет человечество, что являла собою Великая Матерь Агни Йоги”. (“Грани Агни Йоги, т.11, 647.)

*См. Е. И. Рерих. “У порога Нового мира”. Москва, МЦР, 2000.

Четырнадцать томов Учения Жизни, как еще называют Агни Йогу, несколько томов писем, представляющих собой комментарии и объяснения наиболее сложных вопросов учения, многочисленные научно-философские работы, изданные отдельными книгами, гигантский труд по переводу на русский язык “Тайной Доктрины” Е. П. Блаватской, наконец, совершенно неисследованный, никогда не публиковавшийся архив с уникальными научно-философскими материалами, — таково творческое наследие, оставленное нам сотрудницей духовных Учителей Востока.

“Урусвати” — “Звезда Утра” — так называли ее Учителя Шамбалы.

Далеко в Гималаях, среди величественных горных пиков высится белоснежный памятник-субурган в память о Той, что соединила прошлое с Будущим и принесла сакральное древнее знание в наш смятенный, стоящий на пороге крутых перемен, мир. Сможем ли мы принять Переданное?

Из книги Н. Ковалевой “Путь в Шамбалу”, М., “РИПОЛ классик”, 2004.

 

К оглавлению статей
В помощь изучающим эзотерику - на главную
Хостинг от uCoz