ДУХОВНАЯ МИССИЯ РЕРИХОВ

Первые предчувствия

Целью духовно-просветительской деятельности Белого Братства было прежде всего формирование в человеческом сообществе истинного, объективного, лишенного догматизма и предвзятости мировоззрения, способного ускорить духовную эволюцию человечества. Именно поэтому одним из главных направлений просветительской деятельности Махатм на Западе стало принесение миру новых духовно-философских учений. Первым посланником Шамбалы на Западе, открыто принесшим в мир весть о существовании Махатм, стала Е. П. Блаватская. Затем эстафета просветительской деятельности была передана Франче Ла Дью и Уильяму Дауэру, основавшим в Калифорнии (США) общество “Храм Человечества”. Но самую масштабную, подлинно мировую по своему размаху духовную миссию осуществили в ХХ столетии гениальные представители искусства и науки – Н. К. и Е. И. Рерихи и их сыновья.

Как и их предшественники – прежние носители поручений Махатм в мире – Рерихи были кармически, во многих прошлых воплощениях связаны с Белым Братством. Именно поэтому их вступление на путь сотрудничества с Учителями и принятие ими сложнейшей духовной миссии было предопределено.

Кармическая связь с Братством нашла отражение в жизни Е. И. и Н. К. Рерихов с ранних лет. Как уже говорилось, это нашло отражение в свойственном им интуитивном знании (фактически, пробуждении памяти прошлых воплощений) о существовании Учителей Высшего Знания. Кроме того, проявлению у Н. К. и Е. И. Рерихов духовных накоплений прошлого (а затем – и установлению сознательного духовно-телепатического общения с Учителями) в немалой степени способствовал феномен, издавна называемый озарением и тесно связанный с явлением, в современной психологии называемым измененными состояниями сознания. Под этим термином в современной психологии понимаются особые духовно-психологические переживания – от необычных снов и видений до трансов и т.н. “внетелесных состояний”. Измененные состояния сознания были явлением, известным как в творческой деятельности, так и в религиозно-духовном опыте. Так, всем известны факты совершения гениальных научных открытий и создания художественных и литературных шедевров в необычных состояниях сознания, – видениях, озарениях, пророческих снах и т.п. Пушкин, Маяковский и другие поэты во сне “получали” готовые стихи, а Моцарт – музыку; Менделеев во сне увидел знаменитую таблицу элементов, а Кекуле – структурную формулу бензола. Сезара Франка во время игры на органе посещало состояние некоего Высшего Присутствия; Бетховену во время работы над Девятой симфонией было видение Высшего мира, снисходящего на земной план; нечто подобное, только в более лирическом ключе, он испытал и при сочинении “Лунной сонаты”… Ощущение Высшего мира было свойственно и Вагнеру; необычными духовными переживаниями сопровождалось творчество Скрябина. Особые психологические состояния наблюдались во время творческого подъема у Гейне, Тютчева, Блока и многих других поэтов. Стихотворение Пушкина “Пророк”, ода Державина “Бог” и многие другие шедевры литературы и музыки также обязаны своим появлением на свет необычным духовно-психологическим состояниям, обостряющим творческую интуицию и во много раз повышающим творческий потенциал психики.

По поводу природы и внутренних механизмов измененных состояний сознания в современной психологии нет четкого мнения. Однако на сегодняшний день немало психологов склоняются к выводу о том, что эти состояния служат своеобразным каналом связи между сознанием человека и сверхсознательными духовными структурами его психики.

Интересное мнение было высказано на этот счет нейрофизиологом с мировым именем академиком Н. П. Бехтеревой. В ее интервью корреспонденту “АиФ” была затронута проблема внутренних механизмов творческой интуиции и связанных с ними особых состояний сознания, в том числе и так называемого озарения. Приведем ответы Н. П. Бехтеревой на некоторые вопросы корреспондента.

“Корр.: – Наталья Петровна, нобелевский лауреат физиолог Эклс утверждал, что мозг – это только рецептор, с помощью которого душа воспринимает мир. Вы согласны?

Н. П. Бехтерева: – Впервые я услышала речи Эклса на заседании ЮНЕСКО в 1984 году. И подумала: “Какая чушь!” Все это казалось дико. Понятие “Душа” для меня тогда было за гранью науки. Но чем больше я изучала мозг, тем больше думала об этом. (…)

Мозг впитывает информацию, обрабатывает ее и принимает решения – это так. Но иногда человек получает готовую формулировку как бы из ниоткуда. (…) Дважды в жизни формулы теорий, которые затем оказывались очень жизнеспособны, приходили ко мне именно таким образом.

Корр.: – Феномен озарения?

Н. П. Бехтерева: – О нем знают все, кто занят творчеством. И не только творчеством: эта еще мало изученная способность мозга часто играет решающую роль в любом деле. (…) На этот счет есть две гипотезы. Первая: в момент озарения мозг работает, как идеальный приемник. Но тогда нужно признать, что информация поступает извне – из космоса или из четвертого измерения. Это пока недоказуемо. А можно сказать, что мозг сам себе создал идеальные условия и “озарился”. (…)

Корр.: – Вы сами как думаете: озарение – это связь с космосом или процессы, которые происходят в мозге?

Н. П. Бехтерева: – Сейчас неподходящее время, чтобы ученые могли высказывать очень смелые мысли. Потому что в Академии наук есть комиссия по лженауке. И наш институт* – как бы их “клиент”.

*Имеется ввиду Санкт-Петербургский Институт мозга человека, научным руководителем которого в течение 12 лет является Н. П. Бехтерева. – Прим. Ред.

Они к нам очень внимательно присматриваются. Что касается озарения… Может ли это быть результатом работы мозга? Да, может. Только я не очень хорошо представляю себе как. Потому что уж больно красивы и совершенны формулировки, которые мы получаем как бы извне.

Моя сегодняшняя работа – изучение творчества, вдохновения, озарения, “прорыва” – когда идея возникает как бы из ниоткуда”.

Слова Н. П. Бехтеревой о том, что “сейчас неподходящее время, чтобы ученые могли высказывать очень смелые мысли” абсолютно справедливы и актуальны – в особенности, для нашей страны. Но тем не менее и в России, и за рубежом все больше ученых открыто высказывают идеи, полностью созвучные взглядам Живой Этики, концентрирующей в себе всю мудрость мирового эзотерического наследия.

Непреходящая научная и общественная ценность Живой Этики и состоит в том, что идеи, изложенные в ней, оказались абсолютно истинными и намного опередили свое время, а создатели этого учения, не побоявшись обвинений в лженаучности, бесстрашно открыли миру Истину и тем самым вооружили новые поколения исследователей объективным знанием законов космического бытия.

Многие исследователи с мировыми именами (в том числе Р. Моуди, Ш. Карагулла, Э. Каблер-Росс, Ч. Файе, А. Ландсберг и другие) уже несколько десятилетий тому назад высказали мнение о том, что измененные состояния сознания являются результатом соприкосновения сознания человека с иной реальностью. И в психологии, и в философии давно уже ведутся споры и дискуссии о том, что представляет собой пресловутая иная реальность и какова ее роль в обычной человеческой жизни (в скобках отметим, что философия Живой Этики содержит наиболее объективный и научно обоснованный ответ на этот вопрос). Тем временем в области естествознания, как уже говорилось, в наше время ведутся не только теоретические, но и экспериментальные исследования многомерности космической среды. Таким образом, существование иных планов бытия и иных форм материи в наше время стало научно признанным фактом, что само по себе представляет важную веху на пути изменения прежней, узкоматериалистической парадигмы науки.

Общение с Учителями открыло Николаю Константиновичу и Елене Ивановне уникальные возможности познания духовного плана бытия. Если первые знания об этом мире Рерихи почерпнули, как и обычные люди, из книг, то общение с Махатмами открыло им новую страницу в познании Тонкого мира. Впоследствии это познание перешло на новый уровень и теоретические знания дополнились практическим овладением высшими духовно-психическими способностями, свойственными всем сотрудникам Белого Братства.

Однако, как подчеркивает биограф семьи Рерихов П. Ф. Беликов в своей книге “Рерих. Опыт духовной биографии”, миссия, возложенная на Рерихов Белым Братством, далеко не сразу стала им ясна.

Постепенное открытие духовных накоплений прошлых жизней происходило в сознании будущих сотрудников Шамбалы параллельно развитию обычного, “земного” интеллекта и накоплению жизненного опыта. Как пишет Беликов, “Сама суть Поручения остается для Н. К. (Рериха) закрытой до тех пор, пока накопление знаний и опыта земного плана не дойдет до той степени, которая позволит ему приступить к реализации духовных накоплений центра “Чаши”* уже в полном вооружении зрелого, созвучного эпохе интеллекта. (…)

*Центр “Чаши” является своеобразным энерго-информационным хранилищем духовных накоплений индивида, полученных в течение всех его перевоплощений на физическом плане (а также во время существования в Тонком мире в перерывах между воплощениями). – Прим. ред.

Однако предчувствие Поручения, Встреч и Озарения дает о себе знать с раннего детского возраста”. (П. Ф. Беликов. “Рерих. Опыт духовной биографии”, Новосибирск, 1994, с. 57.)

Интуитивные прозрения, видения и озарения, часто посещавшие Рерихов, постепенно оформлялись в целостную систему восприятия информации от духовных Учителей через посредство астрального плана. В этой системе первые пророческие сны и видения, посещавшие Н. К. и Е. И. Рерих, играли важную роль. Впоследствии для установления постоянного общения с Учителями Рерихи стали использовать различные методы телепатической связи, в том числе и особые виды медитации. Разумеется, было бы наивным полагать, что подобные методы могли бы помочь установить связь с Белым Братством всем желающим. Как писал о членах семьи Рерихов П. Ф. Беликов, “С ранних детских лет все они (т.е. Рерихи. – Н. К.) находились под наблюдением и покровительством Учителя и не однажды, в прошлых жизнях, уже были “позваны” на служение и в настоящем воплощении выполняли миссию Владык. Такое приближение в прошлых жизнях и поручение в текущем воплощении дает право на установление постоянной связи с Учителем, на Его руководство”. (П. Ф. Беликов. “Рерих. Опыт духовной биографии”.)

П. Ф. Беликов полагает, что к 1904—1907 гг., духовное общение Рерихов с Учителями Шамбалы сложилось в определенную систему. Как отмечает Беликов, “По срокам это совпадает с возникновением индийской и вообще восточной тематики в живописи и литературных произведениях. (…) Повторяю, что из этого отнюдь не вытекает, что в более ранние годы на Е. И. и Н. К. (Рерихов) не сказывалось воздействие Шамбалы. В той или иной форме оно должно было проявляться с самых первых лет, но воспринималось только интуитивно.

Есть основание полагать, что, именно, в указанные годы для Н. К. и Е. И. (Рерих) впервые прозвучало Имя Учителя и начались сознательные поиски путей постоянного общения с Ним”. (П. Ф. Беликов. “Рерих. Опыт духовной биографии, с. 89-90.)

Как отмечает П. Ф. Беликов далее, в стихах, созданных Н. К. Рерихом в 1910-1911 годы (позднее они были опубликованы в сборнике “Цветы сада Мории”) появляются первые сведения о Камне* и четырех его Хранителях. (Камень был передан Рерихам значительно позже — 5 октября 1923 г). “Поэтому, — как пишет Беликов,— 1910—1911 годы можно считать годами, когда для Е. И. и Н. К. (Рерихов) были полнее открыты их Миссия, кармические связи четырех членов семьи и Руководство ими Учителем М.”. (П. Ф. Беликов. “Рерих. Опыт духовной биографии”, с.96.)

* Речь идет о легендарном терафиме Белого Братства – Камне Чинтамани. – Прим. ред.

Установлению постоянного сознательного общения с Учителями способствовали не только озарения, пророческие сны и видения, отражавшиеся в художественном и литературном творчестве Н. К. Рериха, но и непосредственные встречи Рерихов с их духовными Руководителями. Эти встречи происходили как на Тонком, так и на земном плане бытия. В духовной биографии Н. К. Рериха П. Ф. Беликов рассказывает об одном из особенно необычных случаев, произошедших в жизни Е. И. Рерих: “Примерно между 1907 и 1909 гг. Е. И. (Рерих) имела видение, потрясшее все ее существо. Вечером она осталась одна (Н. К. (Рерих) был на каком-то совещании) и рано легла спать. Проснулась внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне, озаренную ярким сиянием, фигуру Человека с необыкновенно красивым лицом. Все было насыщено такими сильными вибрациями, что первой мыслью Е. И. была мысль о смерти. Она подумала о маленьких детях, которые спали рядом в комнате, о том, что перед смертью не успела сделать нужных распоряжений. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась необычным, ни с чем не сравнимым ощущением — Присутствием Высшей Силы. Так состоялось Посещение Учителем Елена Ивановны, которое, несомненно, многое для нее открыло”. (П. Ф. Беликов. “Рерих. Опыт духовной биографии”, с. 91.)

Подобные феномены происходили в жизни Рерихов не однажды. Разумеется, целью их было отнюдь не стремление Учителей поразить воображение своих будущих сотрудников. Назначение подобных явлений состояло прежде всего в том, чтобы познакомить будущих соавторов философского учения Махатм с действиями энергий и сил высших планов бытия, а также с законами существования материи иных измерений.

Говоря о необычных явлениях, происходивших с Н. К. и Е. И. Рерих в ходе их знакомства с законами Тонкого мира, П. Беликов приводит в своей работе обращенный непосредственно к Рерихам фрагмент текста из книги “Знаки Агни Йоги”: “Сначала вам были явлены грубоматериальные законы.

Вы были участниками поднятия на воздух, производились опыты материализации и присылки предметов — все это не для увлечения, но для сурового познания. Затем вам был представлен астральный мир, но не для погружения в него. Расширяя сознание, вы получили возможность знать ауры и лики перевоплощений. Покончив с миром полуматериальным, мы перешли к космическому ясновидению и яснослышанию. Пользуясь открытыми центрами сестры Урусвати, можно было показать лучи разных качеств и строение тонких субстанций”. (“Знаки Агни Йоги”, 401. См. “Агни Йога”, т.2, “РИПОЛ Классик”, 2004.)

Неудивительно, что прошедшие уникальную школу познания мира духовной реальности Рерихи мечтали о личной встрече и постоянном общении с Учителями, о близком знакомстве с духовной культурой Востока. Все это привело их к мысли о необходимости поездки в Индию. Они собирались посетить Индию уже в 1920 году. В это время они жили в Лондоне, где проводились выставки картин Н. К. Рериха. Обстоятельства, однако, помешали их планам — как выяснилось впоследствии, к лучшему. Вместо Индии им пришлось поехать в Америку. Но культурно-просветительская работа, развернутая ими в этой стране, была столь широкой, а интерес общественности к ней столь сильным, что благодаря поддержке деловых кругов США Рерихам удалось собрать средства на проведение многолетней научной экспедиции по Индии, Тибету и другим странам Центрально-азиатского региона.

Встречи с легендой

Поездке в Америку предшествовало событие, ставшее важной вехой в духовном пути Рерихов — их встреча в Лондоне в 1920 году с Учителями Шамбалы. Встреча эта была для Николая Константиновича и Елены Ивановны довольно неожиданной. Впервые они увидели своих духовных наставников в реальной земной обстановке, как обычных людей во плоти и крови. Это произошло 24 марта. В этот же день было положено начало передачи семье Рерихов нового духовно-философского учения Махатм — Агни Йоги, или Живой Этики. С тех пор день 24 марта празднуется всеми последователями Живой Этики по всему миру как День Учителя — Махатмы М., Руководителя духовного Братства Шамбалы.

Обстоятельства этой встречи надолго запомнились Рерихам. Прогуливаясь по аллеям лондонского Гайд-парка (там, где в свое время встретилась с Учителем М. и Е. П. Блаватская), где всегда было довольно многолюдно, Рерихи увидели идущих им навстречу необыкновенно высоких и красивых индийцев в белой форме офицеров раджпутских войск, находящихся на службе у британского правительства. В то время многие индийцы служили в британской армии, и появление индийских военнослужащих в многолюдном лондонском парке не было сколько-нибудь примечательным событием. Но, увидев их, Е. И. Рерих ощутила какое-то странное чувство, и, словно по мановению волшебства, толпа гуляющих по парку людей рассеялась. “Урусвати помнит, как при первой встрече с Нами остальные прохожие как бы рассеялись. Справедливо предположить, что это было следствием Нашего мысленного приказа”, — так было сказано об обстоятельствах этой встречи в одной из книг Живой Этики. Взгляды Рерихов и идущих им навстречу офицеров встретились. Один из офицеров обезоруживающе открыто улыбнулся Елене Ивановне. Ей, воспитанной в строгих традициях начала века, приветственная улыбка незнакомца показалась несколько странной. Уже потом она узнала, что “нарушителем” чопорных светских традиций оказался Махатма Кут-Хуми…

О том, как разворачивались дальнейшие события жизни Рерихов, П. Беликов пишет: “В Америке Рериху суждено было еще раз встретиться с Посланником Белого Братства. Встреча тоже была непродолжительной и совсем неожиданной. Вот как описывает ее сам Рерих (описание опять строится так, как если бы речь шла о друге Рериха, а не о нем самом. — Н. К.): “...было указано открыть в одном городе просветительное учреждение. После всяких поисков возможностей к тому, он решил поговорить с одной особой, приехавшей в этот город. Она назначила ему увидеться утром в местном музее. Придя туда "в ожидании" мой друг заметил высокого человека, несколько раз обошедшего вокруг него. Затем незнакомец остановился рядом и сказал по поводу висевшего перед ним гобелена: "Они знали стиль жизни, а мы утеряли его". Мой друг ответил незнакомцу соответственно, а тот предложил ему сесть на ближайшую скамью и, положив палец на лоб (причем толпа посетителей — это был воскресный день — не обратила внимания на этот необычный жест), сказал: "Вы пришли сюда говорить об известном вам деле. Не говорите о нем. Еще в течение трех месяцев не может быть сделано ничего в этом направлении. Потом все придет к вам само". Затем незнакомец дал еще несколько важных советов и, не дожидаясь, быстро встал, приветливо помахал рукой со словами "хорошего счастья" и вышел. Конечно, мой друг воспользовался его советом. Ничего не сказал о деле приехавшей затем знакомой, а через три месяца все совершилось как было сказано. Мой друг и до сих пор не может понять, каким образом он не спросил имени чудесного незнакомца, о котором более никогда не слыхал и не встретил его. Но, именно, так и бывает”. (Н. К. Рерих. “Вехи”. – В сб.: Н. К. Рерих. “Знак эры”. М, “РИПОЛ Классик”, 2002.)

Следующей “вехой” сотрудничества Рерихов с Учителями стала — уже в Индии — их встреча с Махатмами М. и Джул-Кулом в Сиккиме.

Как отмечает Беликов, это событие “оказало на всех Рерихов огромное влияние. Мы знаем из переписки с Шибаевым, что сначала Рерихи намеревались посетить Адъяр и наладить связи с теософским движением. Но по приезде в Индию они изменили свое решение и поехали в Сикким. В Сиккиме состоялась встреча с Учителем и сопровождавшим Его Джул-Кулом. Произошла она в окрестностях Дарджилинга, в храме, с которого сделана фотография. Место это довольно людное. О самой встрече мы находим следующие подробности в “Надземном”: “Мы не уходим из жизни, когда Мы появлялись, Мы не отличались от остальных обывателей. Вы сами можете свидетельствовать, что Джул-Кул, когда появился встретить Вас, не отличался от лам. Урусвати немедленно почуяла необычность, но явление могло быть отнесено и к настоятелю монастыря. Так и все Собратья и сотрудники несут обычные земные облики. Но даже при условностях обликов сердечность будет сквозить и в каждом взгляде и улыбке. Можно назвать это качество сердечности и другим именем, более научным, но Мы желаем установить наиболее человеческий взгляд на Нашу Общину”. (“Надземное”. – См. Агни Йога, т. 5, М., “РИПОЛ Классик”, 2004.)

Говоря о других необычных событиях в жизни Рерихов, П. Беликов упоминает сведения, содержащиеся в автобиографических работах художника: “…в неопубликованном очерке “Бывальщина” перечислены в хронологическом порядке необычные явления и встречи: “Не забудется и встреча в Чикаго. А Лондон в 1920! А Париж в 1923! А Дарджилинг! А Москва в 1926! А Белуха! А Улан-Батор! А Тибет! А Индия! Всюду вехи”. Здесь Дарджилинг назван после Парижа (получение Камня) и до Москвы. Рерих пишет и в “Путях Благословения”, в очерке “Звезда Матери Мира”, датированном 8 мая 1924 года, об Учителях так, как будто с Ними встречался: “Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты и как гармоничны и прекрасны Они. Эта же атмосфера красоты должна окутывать все, что касается Их области””. (Н. К. Рерих, “Бывальщина”. – В кн.: Н. К. Рерих. “Знак эры”. М, “РИПОЛ Классик”, 2002.)

Встреча с Учителями в Дарджилинге была знаменательна еще и тем, что именно тогда Учителя дали своим сотрудникам поручение, касающееся России и Москвы. Поездка Рерихов в Москву в 1926 году стала конкретным выполнением ими одного из поручений Махатм. П. Ф. Беликов в своей работе пишет: “Если встречи с Посланниками Белого Братства в Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго были неожиданными и кратковременными, то эта встреча была продолжительной и запланированной. При встрече в Дарджилинге были получены инструкции о том, что надлежит сделать в ближайшие годы по Плану Владык…” (П. Ф. Беликов. “Рерих. Опыт духовной биографии”, с. 260.)

План духовно-просветительской деятельности, предложенной Владыками Рерихам, состоял в широком культурном строительстве, которое семье Рерихов надлежало развернуть во многих странах мира, а также создании и передаче всему миру нового философского учения Махатм – Агни Йоги, или Живой Этики.

Путь к Индии, к духовным Учителям, о встрече с которыми давно мечтали Рерихи, был открыт им не сразу. На их пути в Индию неожиданно возникла Америка – богатейшая страна мира, уже тогда становящаяся законодательницей вкусов и общественно-культурных тенденций, впоследствии распространявшихся по всему миру. Именно в эту страну в свое время судьба привела Е. П. Блаватскую, С. Вивекананду и других мыслителей и духовных деятелей. Богатейшая страна мира, которой в ближайшем будущем суждена была роль мирового лидера, стала оплотом и общественно-культурного движения, основанного Рерихами. О том, каким образом Рерихи оказались в Америке, куда они вначале совсем не планировали ехать, пишет П. Ф. Беликов:

“Как уже упоминалось, все помыслы Рерихов были направлены на Индию. Лондон был лишь промежуточным этапом. Так что по приезде туда Рерих сразу же стал хлопотать визу в эту тогда еще колониальную провинцию Англии. Русским, к тому же не имеющим эмигрантского Нансенского паспорта, попасть в Индию было чрезвычайно трудно, но Рерих все-таки добился визы для всей семьи и для Шибаева, который должен был сопровождать его в качестве личного секретаря. 20 июня 1920 года все документы были на руках, мало того, к этому времени были куплены билеты на пароход, отправляющийся туда. Но... отъезда не состоялось, и лишь потом Николай Константинович понял, почему это произошло.

Внешне все оказалось очень обыкновенно. Обанкротился антрепренер Вичам, задержались ожидаемые поступления, не состоялась продажа некоторых картин. Одним словом, ко дню отъезда Рерих был без необходимых на дорогу средств. Это и заставило его принять предложение директора Чикагского Института искусств Роберта Харше устроить по американским городам турне выставок. Поначалу этому предложению не было уделено должного внимания, а тут внезапно Рерих принял его и в конце сентября 1920 года был уже в США. Сам он описывает этот эпизод в таких словах: “Мои друзья собрались ехать в одну страну, тогда как им была указана совсем другая часть света. Из добрых намерений друзья мои упорствовали и даже уже озаботились билетами в желанную страну. Но все же указание должно было быть выполнено и произошло нечто необычайное. Все приготовленные для поездки средства самыми странными способами в течение двух-трех дней растворились и исчезли. И таким образом моим друзьям ничего не оставалось, как выполнить указание. Такая веха очень определенно показывает, какие меры должны быть приняты, чтобы охранить предуказанное”. (Н. К. Рерих, “Вехи”.)

Очевидно, стремление попасть в Индию было у Рерихов столь сильным, что они даже не вняли или неправильно истолковали Указание Учителя направиться в Америку. И вполне понятно почему. Индия и Америка были по их представлению несовместимы для тех, кто искал духовного совершенствования. Примат денег с одной стороны и примат духа с другой. Рерихи, конечно, избрали второе.

Но в таком случае не состоялось бы центрально-азиатской экспедиции, не было бы института “Урусвати”. Юрий и Святослав не были еще подготовлены к самостоятельной деятельности. Короче говоря, с какой стороны мы теперь не посмотрим, поездка в Индию в 1920 году была бы преждевременной. Но это Рериху было сказано не прямо, а лишь после того, как Указание оказалось непринятым, последовал ряд событий, лишивших его возможности отправиться в “желанную страну”. После этого лишь была выбрана Америка. Такие вмешательства крайне редки, что отмечает и сам Рерих. Большей частью все Рерихи отличались чуткостью и крайне острой наблюдательностью и замечали вовремя все расставленные “вехи”. (П. Ф. Беликов. “Рерих. Опыт духовной биографии”, с. 163-165.)

Целью просветительской деятельности Рерихов в США было заложение основ новой, подлинной культуры, которая должна была противостоять культуре массовой, складывающейся на Западе как раз в это время. О наступлении пресловутой массовой культуры и ее уже тогда тлетворном влиянии на сознание большинства людей ближайшая сотрудница Рерихов в Нью-Йорке З. Г. Фосдик записывала в своем дневнике: “Самое ужасное, что людям это нравится”. В противовес пошлости и грубости, насаждаемым массовой культурой, Рерихи создавали в США культуру иную, истинную, духовную. Эту цель ставили перед ними и Учителя Шамбалы: “Создается новое мировоззрение. Целый ряд людей строят Новый мир”. В 1922-1942 гг. Рерихами были основаны несколько общественно-культурных организаций, осуществлявших самую широкую и разнообразную деятельность: Институт Объединенных Искусств (1921), Corona Mundy (лат. “Венец Мира”, 1922), музей им. Н. К. Рериха (1923), АРКА – Американо-Русская Культурная Ассоциация (1942) и несколько общественно-культурных организаций: Cor Ardens (“Пылающее сердце” – содружество художников), Общество Друзей музея Рериха, Общество по изучению Агни Йоги и др. Кроме того, в Гималаях семьей Рерихов был основан уникальный по своей программе и местонахождению (гималайское высокогорье) научно-исследовательский институт “Урусвати” (1928).

Нью-Йоркский музей им. Н. К. Рериха стал культурными центром для всех, кто стремился к истинным духовно-нравственным ценностям. В этот музей приезжали поклонники художника и целые экскурсии из самых отделенных штатов и городов США. Однако темные силы и здесь не дремали: слабым звеном среди американских сотрудников Рерихов стали Э. Лихтман и супружеская чета Хорш. Пока семья Рерихов находилась в экспедиции, в отдаленных районах Китая, Л. Хорш из корыстных побуждений осуществил страшное предательство: путем преступных махинаций и подделок документов он присвоил себе право собственности на здание музея Рериха и, более того, на основную часть картин Н. К. Рериха, составляющих экспозицию музея. Как писали об этом биографы Рерихов П. Ф. Беликов и В. П. Князева, “операция была проведена молниеносно, так как Хорш все подготовил заранее. Контрольный пакет акций небоскреба распределялся между семью лицами: Н. К. Рерихом, Е. И. Рерих, З. Г. Лихтман, М. М. Лихтманом, Ф. Р. Грант, Л. Хоршем и Н. Хорш. Николай Константинович и Елена Ивановна выдавали директорату музея полные доверенности на ведения всех финансовых дел. В феврале 1935 года путем обманных комбинаций Хорш сумел переписать паи Рерихов, Лихтманов и Грант на имя своей жены. Учредители об этом не догадывались, так как по их давнему решению музей подлежал безвозмездной передаче государству, и Хоршу было поручено ее оформление. Поэтому предполагалось, что именно таким делом он и занимается.

Летом 1935 года Хорш и его сообщники, опираясь на “законные” права держателей контрольного пакета акций, без всякого предупреждения исключили из состава совета директоров музея Николай Константиновича и четырех других основателей. Директора узнали об их исключении задним числом, после того как Хорш за одну ночь вывез из музея все картины Рериха ( а их было более тысячи) и сменил все замки. Одновременно были уничтожены все архивные документы, в том числе и документ, удостоверявший решение основателей музея о его передаче государству”. (П. Ф. Беликов, В. П. Князева. “Николай Константинович Рерих”, Самара, 1996, с. 177.)

Обманутые Хоршем основатели музея подали в суд на грабительские действия Хорша, но тому удалось не только хорошо подготовить саму аферу, но и оказать действенное влияние на судебный процесс (естественно, в свою пользу). Как пишут Беликов и Князева в уже упоминавшейся работе, Хоршу удалось найти влиятельных сообщников, главным из которых стал не кто иной, как … министр земледелия США Г. Уоллес, на которого в свое время Рерихи возлагали надежды как на сторонника.

Учителя Рерихов сообщали им немало полезной информации, могущей, при ее оперативном использовании, изменить ход судебного процесса в сторону справедливого решения несмотря на мыслимые и немыслимые ухищрения предателей. Но, к сожалению, в среде сторонников Рерихов в Нью-Йорке не было должного единомыслия во многих вопросах, что существенно осложнило ведение судебного процесса и в конечном итоге привело к его проигрышу. В частности, Учителя даже рекомендовали сотрудникам Рерихов определенного адвоката, способного должным образом защищать интересы Рерихов и оставшихся преданных им сотрудников. Но сотрудники, от которых, в силу финансовых обстоятельств, зависело окончательное решение, не последовали совету Учителей, остановив свой выбор на защитниках, в действительности проявивших себя совсем не с лучшей стороны и проигравших процесс.

В итоге музею Н. К. Рериха в Нью-Йорке был нанесен огромный финансовый и моральный ущерб. Его основное назначение – служить центром новой, духовной культуры – в тот важнейший в истории страны момент не было осуществлено в полной мере.

 

ПУТЬ В ШАМБАЛУ

Интерес к духовной культуре народов Востока, к природным, культурно-духовным и этнопсихологическим феноменам самого загадочного и неизученного региона мира – тибетского высокогорья – побудили Рерихов к организации научной экспедиции по странам Центральной Азии. Экспедицию финансировали государственные и частные учреждения США, заинтересованные в результатах предпринимаемых ею научных исследований. В 1924 г. семья Рерихов совершает научную экспедицию в Тибет, а с 1925 по 1928 гг. — в Центральную Азию, с заездом в 1926 г. в Россию. Исследовательская программа экспедиции была предельно насыщенной и разнообразной: от историко-культурных, этнографических, лингвистических исследований до приобретений старинных предметов искусства, коллекции которых пополнили организованный Рерихами в США музей. От ботаники и зоологии – до медицины и географии, до знакомства с местным фольклором и особенностями современного искусства народов Востока. Одной из задач экспедиции было изучение следов великого переселения народов. В этом историческом событии прошлого художник надеялся найти истоки духовной культуры славянства и русской нации. Идея арийского происхождения праславянских племен высказывалась многими историками и востоковедами, включая и современников Рериха. Взгляды одного из них — востоковеда В. Голубева — оказались особенно созвучными в этом отношении догадкам и предположениям художника.

Проведенная во время этой экспедиции исследовательская работа имела огромное, поистине мировое культурно-историческое значение. Материалов, собранных экспедицией, оказалось столько, что на их основе Рерихами был основан в Гималаях Научно-Исследовательский Институт “Урусвати”, имевший сотрудничество с учеными всего мира.

В ходе научных исследований семья Рерихов смогла найти ответы на многие вопросы своего времени — и не только своего. Уникальное, связанное с риском для жизни путешествие по Гималаям привело бесстрашных исследователей туда, куда не ступала нога ни одного другого человека нашего столетия. Во время путешествий по Тибету и Индии Рерихи побывали в Шамбале. Они увидели легендарную обитель воочию, своими собственными глазами. Они узнали очень многое и о прошлом нашей планеты, и о ее будущем. Часть этих удивительных знаний была передана нам в их научно-философских работах… Но путь в Шамбалу был непрост. Он поневоле стал “проверкой на прочность” всех качеств духа отважных путешественников.

В ледяном плену

Путь экспедиции пролегал по труднопроходимым горным районам Тибета. Путешествие осуществлялось в крайне сложных природных условиях. Члены экспедиции продвигались по маршруту верхом на лошадях. Снаряжение и припасы несли на своих спинах лошади, мулы и верблюды — целый караван вьючных животных. Здоровье Е. И. Рерих тогда, во время прохождения Огненного Опыта — было сильно ослаблено. Кроме того, она никогда в жизни не ездила верхом. Но в первый же день путешествия Елена Ивановна садится в седло — и не слезает с коня до конца экспедиции, хотя первоначально предполагалось, что она поедет в паланкине. Экспедиция преодолевала на своем пути опаснейшие перевалы и узкие горные тропы над пропастями. Копыта лошадей скользили по обледенелым камням. Один неверный шаг коня — и всадник, не успев выскочить из седла, упадет вместе с конем на дно пропасти. Ураганные ветры на высотах сбивали с ног, белое сияние снегов под ярким горным солнцем ослепляло, вызывая знакомое альпинистам явление — снежную слепоту. Суровые, полные опасностей условия высокогорного Тибета могли выдержать далеко не все даже очень опытные и отважные путешественники.

Тем временем активизировали свою деятельность тайные враги Рерихов, следующие за их караваном буквально по пятам. Внешне все определялось политическими причинами: Тибет в то время являлся частью колониальных владений Англии. Под напором национально-освободительного движения в странах Востока Британское правительство всерьез опасалось за свое положение на завоеванных им землях. Английским властям всюду мерещились враги, каждого иностранца, оказавшегося на территории подвластных им стран, они подозревали в шпионаже в пользу враждебных держав. Зная о прогрессивных, демократических политических убеждениях русского художника и его семьи, англичане опасались его влияния в Тибете. Более того, — они подозревали Рериха в шпионаже в пользу советской разведки. Английская разведка приняла решения не допустить продвижения экспедиции Рериха во внутренние районы Тибета, более того — сделать ее пребывание в Тибете невыносимым, заставить членов экспедиции повернуть назад, а если удастся — и вообще уничтожить ее руками невежественных и послушных англичанам тибетских властей. Разумеется, расправиться с экспедицией всемирно известного художника открыто англичане не могли — это вызвало бы международный скандал. В борьбе против экспедиции Рериха “Интелледжент сервис” прибегает к очередному маневру. Резидент секретной службы Ее Величества полковник Бейли разрабатывает целую операцию для того, чтобы задержать Рерихов в самый неблагоприятный период суровой тибетской зимы на высокогорном плато, в самом опасном месте ее маршрута. Послушные колониальному правительству таможенные службы Тибета беспрекословно выполнили секретные приказания англичан. Экспедиция была остановлена таможенными службами, хотя все документы, визы и паспорта были оформлены абсолютно правильно. Членам экспедиции было запрещено передвигаться куда бы то ни было до получения от лхасских властей разрешения на въезд во внутренние районы Тибета. Официально Рерихам объявили, что требуемое разрешение придет через 14 дней. Но вместо двух недель члены экспедиции провели на высокогорном плато долгих четыре месяца — самое суровое время тибетской зимы.

Расчет британской разведки был точен: остановка экспедиции в таких условиях была равносильна попытке уничтожения ее участников. Находящееся на большой высоте, открытое всем ветрам и морозам Тибетское нагорье, на котором была остановлена экспедиция, менее всего подходило для зимовки. Ни оснащение — легкие летние палатки — ни запасы продовольствия и топлива, имевшиеся у путешественников, не были рассчитаны на зимовку в поистине невыносимых по своей суровости высокогорных условиях. Тем не менее отступать с плато и передвигаться куда бы то ни было членам экспедиции запретили. У них отобрали оружие, лагерь путешественников постоянно охранял конвой. И люди должны были находиться в летних палатках при температуре от минус тридцати до минус сорока градусов по Цельсию, при ураганных ветрах и снежных заносах! Это был поистине ледяной ад. Лаконичное описание всех нечеловеческих трудностей и мучений, выпавших на долю участников экспедиции, содержится в книге “По тропам Срединной Азии”, написанной старшим сыном Н. К. и Е. И. Рерихов — Юрием Николаевичем Рерихом, востоковедом с мировым именем. Как вспоминал Ю. Н. Рерих, находиться в палатках при температуре минус тридцать более получаса было невозможно, — все тело застывает и малейшее движение причиняет мучительную боль. Развести огонь, чтобы погреться, нельзя: топлива у путешественников в обрез, его едва хватает для приготовления еды. В сложнейших, суровых .условиях высокогорья экспедиция испытывает острый недостаток самого необходимого: медикаментов и продуктов. Быстро кончаются корма для караванных животных. Местное население в таких суровых условиях очень немногочисленно, и его запасов не хватает, чтобы продать путешественникам необходимое количество продовольствия, топлива и кормов. Даже то продовольствие, которое тибетцы соглашаются продать членам экспедиции, по качеству просто ужасно. Ни за какие деньги в этих краях невозможно в разгар зимы купить хорошие, неиспорченные продукты: местные жители, сами полуголодные, могут предложить членам экспедиции лишь наполовину гнилую муку, прогорклое ячье масло, полугнилой ячмень и хлеб, как камень.

Запертый в ледяной ловушке, на глазах путешественников погибает караван. От бескормицы и лютого холода умирают один за другим верблюды, мулы и лошади. Перед смертью несчастные животные подходят к палаткам, словно умоляя людей, которым они служили верой и правдой, спасти их, голодных и замерзающих, от смерти, вывести из этого ледяного ада. Животные стоят так перед палатками, будто прощаясь. И эта сцена терзает сердца путешественников сильнее самого страшного холода и голода. А утром, выходя из палаток, люди находят рядом с ними трупы павших животных. И ничего нельзя сделать для спасения каравана! Тибетские власти не только не могут обеспечить арестованную ими экспедицию — за ее же деньги! — продовольствием и кормами для животных, они не разрешают путешественникам даже продать или подарить обреченных на голодную смерть верблюдов и лошадей идущим соседними путями караванам. Не положено!.. Стаи одичавших собак днем и ночью бродят, как шакалы, вокруг лагеря экспедиции, обгладывают трупы павших животных, иногда нападают и на людей. По ночам из-за воя и лая собак измученные люди не могут уснуть.

Ложась спать, Рерихи и их спутники снимают только верхние сапоги и верхние шубы. В шубах и шапках они залезают в спальные мешки, накрываясь поверх еще несколькими меховыми одеялами. Верхнее одеяло за ночь превращается в твердый обледенелый покров, который трудно стянуть без посторонней помощи, вылезая из мешка. До восхода солнца встать вообще невозможно: смертоносный холод горных высот способен убить все живое своим ледяным дыханием. А когда люди встают, процесс одевания верхних шуб и сапог превращается в мучительную, болезненную процедуру: застывшие руки и ноги немеют, отказываются повиноваться…

В начале ноября лучи солнца еще согревали высокогорное плато. В такие дни перепады температур составляли от минус двадцати пяти перед рассветом до плюс десяти в полдень. Из-за резких перепадов температур люди плохо себя чувствовали, болели. Между тем медикаменты в аптечке экспедиционного врача катастрофически таяли, не хватало самого необходимого. Письма и телеграммы путешественников о бедственном положении экспедиции, адресованные в посольства разных стран (не говоря уже о тибетском правительстве) или не имели ответа, или возвращались назад под предлогом, что горные перевалы закрыты снегами и посыльным не удается добраться до пункта назначения. А зима была в самом разгаре. Наступили самые страшные холода. Однажды в ноябре температура опустилась до - 55 по Цельсию. В этот день в аптечке врача застыл и превратился в лед коньяк во фляге. Не выдержав небывало низких температур, сломались часы и некоторые инструменты и приборы: металл в пружинах часов рассыпался. Металл не выдерживал… а люди — выдержали! Но жертв в таких условиях не могло не быть: за ту зимовку умерло четверо монголов, спутников Рерихов по экспедиции. Умирают, не выдержав необычайно суровой зимы, и местные жители — тибетцы, несмотря на попытки экспедиционного врача помочь им. Но что может сделать врач? Достаточно при температуре в минус сорок глубоко вздохнуть несколько раз, чтобы получить диагноз: пневмония. А на таких высотах этот диагноз подобен смертному приговору. Чтобы вылечить больного, его надо переместить на меньшие высоты, иначе организм не справится с болезнью.

О монгольских членах экспедиции Ю. Н. Рерих писал в своей книге: “Несмотря на эти трудности, наши монголы выказали прекрасный дух и не жаловались. Людям приходилось проводить большую часть дня в холодной палатке. Чтобы согреться, они должны были бродить вокруг лагеря и при этом непрерывно читали молитвы. Было жалко видеть эти тихие фигуры, медленно двигающиеся вокруг. Их лица были изможденными, с неестественно обострившимися чертами; ввалившиеся глаза приобрели специфический вид, который присущ людям, находящимся при смерти.

В результате несоответствующего питания цинга стала почти повальной среди наших местных спутников, а в конце срока задержания экспедиции появилась и среди европейского персонала. … Несколько монголов страдали от ослабления сердечной деятельности, их руки и ноги сильно опухли. Они едва могли двигаться, и их состояние создавало серьезные причины для беспокойства”. (Ю. Н. Рерих. “По тропам Срединной Азии”.)

Из-за труднейших высокогорных условий, разреженности воздуха, резких перепадов дневной и ночной температур, холода и голода в лагере путешественников случается иногда по несколько сердечных приступов в день. В этом снежном аду можно было сойти с ума, удариться в панику. Но паника — это смерть. Это хорошо понимали спутники Рерихов по экспедиции. Сами Рерихи во время этой страшной зимовки ежедневно, ежечасно показывали окружающим пример мужества и твердости духа. Путников не могла не поражать несломимая стойкость не только Николая Рериха и его совсем молодого сына, но и жены художника, — красивой, утонченной женщины, весь облик которой свидетельствовал о высоком происхождении. Рожденная в аристократической среде, с детства приученная к дворянской роскоши, — как может она выносить такие адские условия? Другая бы на ее месте, наверное, кинулась на шею мужу и стала бы просить его бросить лагерь экспедиции, бежать отсюда любой ценой… Другая, но только не Елена Рерих! Наследница воинской славы своих предков, правнучка знаменитого полководца М. И. Кутузова, Елена Рерих не привыкла сдаваться и отступать перед трудностями. В самый лютый мороз, выходя из палатки, чтобы согреться ходьбой, как и остальные члены экспедиции, она не жалуется, не ужасается. Она улыбается голодным и замерзшим, как и она сама, путникам, подбадривает, вселяет надежду. Она сама следит за караванным хозяйством экспедиции. Ухаживает за больными людьми, вместе с мужем заботится обо всех текущих проблемах путешественников. Ее улыбка — как луч солнца в этом страшном царстве холодов и метелей. И люди распрямляют плечи, встретив эту улыбку, это потрясающее мужество, — мужество в женском обличии. А у самой Елены Ивановны в это время пульс достигает 145 ударов в минуту, и экспедиционный врач в ужасе говорит: “Это же пульс птицы!”

Но не бывает вечных испытаний. Проходят почти пять месяцев мучительного заключения — и теплые ветры приносят весну в царство вечных снегов, на высокогорное плато Тибетского нагорья. Расчеты сил зла провалились: экспедиция выжила! Караван погиб почти полностью, но люди остались живы — и продолжили свой путь по намеченному маршруту, не пожелав повернуть назад. Тибетские власти так и не дали разрешения на продвижение экспедиции по намеченному маршруту, но телеграммы Рерихов о преступном обращении местных властей с мирной научно-исследовательской экспедицией все же были доставлены в несколько зарубежных посольств. Информацию о положении экспедиции получило и американское правительство, под флагом которого экспедиция осуществлялась. Все это вызвало общественный резонанс во всем мире, англичане не могли более давить на тибетские власти, не опасаясь, что мировой общественности станут известны подлинные виновники незаконного ареста экспедиции, приведшего к гибели каравана и нескольких ее участников из-за ужасающих условий вынужденной зимовки.

Немало опасностей поджидало отважных путешественников и дальше на их пути. Им угрожали банды местных грабителей и вооруженные отряды непонятного происхождения, маскирующиеся под местных разбойников. Не дремала и британская разведка, так не желавшая допустить Рерихов во Внутренний Тибет. Нередко между охранным отрядом экспедиции и нападавшими завязывались перестрелки. Во время одной из таких перестрелок Рерихи узнали среди нападавших шофера британского резидента в Тибете Джона Вуда. Впрочем, нападения на экспедицию не достигли своей цели — ее охрана действовала отважно и умело, несмотря на малочисленность. А ее начальником был старший сын Рерихов, которому в то время был всего 21 год. Однако охрана экспедиции была отнюдь не единственной обязанностью Юрия Николаевича. Без старшего сына Рерихов экспедиция вообще вряд ли могла бы осуществиться, так как именно Юрий Рерих был ее главным и бессменным переводчиком, говорящим на всех языках Востока, в том числе и на многих диалектах. Как вспоминают исследователи жизни и творчества Ю. Н. Рериха, уже тогда, в 21 год, Юрий Николаевич был переводчиком, лингвистом, филологом высочайшего класса. Блестящее знание сложнейших языков Востока, которым обладал молодой человек, открывало Рерихам дорогу к сердцам местных жителей, к уникальным древнейшим библиотекам старинных тибетских храмов…

Были ли Рерихи в Шамбале?

Несмотря на все трудности и опасности, вопреки всему экспедиция достигла своей цели. За время ее работы был собран уникальный научный материал, получивший высочайшую оценку мировой науки. Художественная коллекция Рерихов пополнилась великолепными экспонатами древнего и современного тибетского искусства. Ценнейшие, имеющие огромное практическое значение научные данные были получены находящимися в составе экспедиции американскими ботаниками и специалистами других областей науки.

Но не все результаты деятельности экспедиции стали известны большинству людей мира. В ее цели входили и неизвестные большинству участников эзотерические цели, осуществление которых было запланировано Рерихами в рамках их сотрудничества с духовными Учителями Востока. Много необычных явлений и встреч ожидало организаторов экспедиции на загадочных путях Индии и Тибета. Многолетнее путешествие по странам Востока позволило Рерихам встретиться с Теми, кого они давно мечтали увидеть. Миллионы поклонников Рерихов во всем мире гадали: побывали ли Рерихи в Шамбале? Было ли им позволено увидеть легендарную обитель собственными глазами? Но десятки лет этот вопрос оставался без ответа. О своем посещении гималайской общины Рерихи не сообщили никому, кроме нескольких самых близких сотрудников. Лишь в наше время, когда были опубликованы некоторые архивные материалы, когда были изданы воспоминания учеников Рерихов – только тогда стали известны некоторые подробности посещения ими живой легенды наших дней.

После смерти родителей старший сын Рерихов, Юрий Николаевич, в 1957 году вернулся на Родину и стал работать в Институте Востоковедения АН СССР. Один из учеников Ю. Н. Рериха, Виктор Вераксо, позднее изложил свои воспоминания о беседах с наставником в небольшой работе, названной “Восемь встреч с Учителем”. Эти воспоминания он записал по просьбе своих единомышленников — последователей теософии и Агни Йоги. Долгое время работа В. Вераксо была известна только в “самиздате”, в виде машинописных копий, распространявшихся среди людей, желавших знать больше о Рерихах. В своих воспоминаниях Вераксо описал и некоторые обстоятельства, предопределившие приход Рерихов в Шамбалу. В Лхасе — столице Тибета, его государственном и религиозном центре, Рерихи остановились в гостинице. Сокровища дворца Поталы — официальной резиденции Далай-Ламы, — вызвали большой интерес у Н. К. Рериха. Много времени он провел за изучением интерьеров дворца. Однажды, осматривая ковры, картины, посуду многолетней давности в комнатах дворца, Николай Константинович услышал вопрос, обращенный к нему по-тибетски. Вопрос был, собственно, предложением помочь ему посетить “Обитель Благословенного” (так на Востоке называют Шамбалу). Подняв глаза, Н. К. Рерих увидел перед собой ученого священнослужителя, ламу. Очевидно, внутреннее напряжение от услышанного было так велико, что художник не успел ответить на вопрос сразу. А когда собрался заговорить, ламы уже не оказалось на месте: буквально через несколько секунд он исчез, словно растворился в воздухе. Н. К. Рерих не запомнил лица загадочного священнослужителя и не спросил его имени. Но в его памяти сохранилось название пункта, до которого надо было дойти в случае положительного ответа. Таким образом, Николай Константинович прошел по цепи живых передатчиков, пока не был доставлен в Обитель. После этого он ненадолго вернулся в лагерь экспедиции, но вскоре вновь посетил ашрамы Шамбалы, теперь уже вместе с Е. И. Рерих. На этот раз они пробыли там дольше.

Таинственную Обитель Востока посетил и Юрий Николаевич Рерих. Духовным Учителем Юрия Николаевича был один из Учителей Белого Братства. В воспоминаниях В. Вераксо описывается несколько интересных эпизодов, произошедших с Юрием Николаевичем Рерихом во время трансгималайской экспедиции.

Когда Рерихи находились в долине Кулу, считающейся одним из самых священных мест Индии, к Николаю Константиновичу часто приходил таинственный посетитель лама (так называют жители Тибета буддийских священнослужителей). Юрия Николаевича Рериха, тогда еще совсем молодого ученого, очень заинтересовало одно обстоятельство встреч отца с этим гостем: никто не видел, каким образом лама исчезал из дома Рерихов после окончания беседы. Однажды во время прихода таинственного гостя, Юрий Николаевич вошел в комнату, где происходила беседа ламы с его отцом. Они сидели напротив друг друга и спокойно, доверительно разговаривали, не обращая внимания на вошедшего. В. Вераксо так передает в своих воспоминаниях рассказ об этом случае самого Юрия Николаевича: “Я сел на край стула и словно одеревенел. Ничего не слышу и не вижу, а вернее, что-то слышу и вижу, но как бы всею поверхностью кожи. Не знаю, сколько просидел я так. Очнулся, когда Отец перенес меня в полуобморочном состоянии на постель. Наутро Отец с укоризною говорил: "Видишь, как ты травмировал свою психику? Впрочем, ты получил, что хотел"”. А хотел Юрий Николаевич понять, как Лама-наставник уходил при закрытых дверях: “Видел растворившуюся, словно туман, форму человеческую, прошедшую сквозь … стену”. (Вераксо В. А. “Восемь встреч с Учителем”. См.: “Мир Огненный”, № 1, 1997.)

В. Вераксо пишет и о случае необычной помощи Ю. Н. Рериху со стороны Учителя. Это было во время работы экспедиции Рерихов в Монголии в 1926-1928 годах. “Двигаясь из Монголии на верблюдах по горным массивам монгольского Гоби, члены экспедиции посещали кочевья монголов в этих районах. Разбившись на отряды, они изучали памятники, остатки древних погребений, вели раскопки, делали зарисовки, этюды.

Ю(рий) Н(иколаевич) собирал лингвистический материал, изучая наречия оседлых и кочевых народностей. Местность была неспокойная. Экспедиции приходилось отбивать нападения кочевников.

Заняв деревянную палатку в покинутом стойбище, Юрий Николаевич день проводил в разъездах, возвращаясь к ночи в свое жилье. Да и здесь засиживался допоздна, приводя в порядок собранный материал при огне светильника. “Вокруг ни души на десятки километров, только один я в своем жилище. Я так был насыщен впечатлениями, что не думал об опасности”, – говорил Юрий Николаевич, отвечая на мой вопрос, не страшно ли ему было в одиночестве. – “В тот вечер я так углубился в обдумывание материала, что потерял счет времени. Палатка тесная, лишь стол около оконца, да кровать у стены, вот и вся площадь. За окном холмы, да тьма кромешная. На миг я задумался, сидел уставший, отдавшись странному покою. “Отодвинься от окна”, – почудился мне голос. Я счел его за иллюзию и, очнувшись, продолжал писать. Голос повторился громче, сильнее, но, то ли в сосредоточенности, то ли из-за усталости, я пренебрег им. Словно удар молнии пронзил меня, и уже ясно зазвучал громовой голос – “Отойди от окна!” Одновременно меня отбросило в сторону. В этот миг раздался выстрел, пуля, пробив окно, застряла в стене напротив. Так я приобрел друга, спасшего меня”. (В. Вераксо, там же.) Как вспоминал В. А. Вераксо, позднее в течение нескольких лет работы экспедиции в странах Востока к Ю. Н. Рериху приходил Наставник, подолгу беседовавший с ним – так же, как в свое время это делал таинственный гость его отца, Николая Константиновича…

Сыновья Рерихов продолжили великое дело своих родителей. Младший сын —художник Святослав Николаевич — до конца своей жизни оставался в Индии, занимаясь не только живописью, но и наукой — биологией, ботаникой, медициной, проводя интереснейшие научные эксперименты с уникальными лекарственными растениями тибетского высокогорья. Так же, как и его старший брат, Святослав Николаевич стал известен всему миру и благодаря своей широкой культурно-просветительской и общественной деятельности.

Жизнь Юрия Николаевича Рериха сложилась по-иному. Ему была суждена огромная по своему значению миссия возвращения Рериховского культурного наследия на Родину, возвращения не только физического, но и идейного. Годы сталинской цензуры опустошили страну в духовном смысле. Тоталитарная идеология закрыла путь новому поколению России к великому культурному прошлому нации. Имена деятелей культуры, мировоззрение которых не отвечало прокрустову ложу сталинских идей, в стране вообще не упоминались.

Но России жизненно нужны были новые знания и идеи. Эти знания решил принести на Родину старший сын Рерихов.

Миссия, доверенная Юрию Николаевичу Великими Учителями и исполненная им, стала его подлинной жертвой любимой стране.

Из книги Н. Ковалевой “Путь в Шамбалу”, М., “РИПОЛ классик”, 2004.

 

К оглавлению статей
В помощь изучающим эзотерику - на главную
Хостинг от uCoz